Мифологии
Обзорные статьи по мифологическим представлениям разных народов
Обзорные статьи по мифологическим представлениям разных народов
Птах был одним из важнейших богов Египта. Город Мемфис, древняя столица, заложенная фараоном Менесом, носил название "Палата души бога Пта", по-египетски Хет-ка-Пта, откуда и произошло греческое название страны - Египет. Выбор Менеса был основан на удобном расположении будущего города в Дельте, и выстроенная крепость со знаменитыми белыми стенами и большим храмом антропоморфного бога Птаха, стала центром, вокруг которого начало разрастаться поселение. У города были и другие названия – Весы Обеих Стран, Анх-тауи («Жизнь Обеих Земель»), и mnnfr («устойчивое и прекрасное») - Мемфис, именуемый так по названию пирамиды Пепи I.
Птаху здесь предшествовал местный бог Татенен ("поднимающаяся земля"), тоже антропоморфное хтоническое божество, слившееся затем с богом Пта в имени Пта-Татенен. Имя Татенена не встречается в текстах времени Древнего царства, но очень часто встречается в текстах Нового царства. О происхождении самого Пта ничего не известно, однако Порфирий, хорошо разбиравшийся в вопросах, связанных с Египтом, сообщал, что Птах «вышел из яйца, которое выпало изо рта Кнефа», под именем которого скрывался Непроявленный Бог в образе Змея Вечности, владыки нильского разлива. Изображался Птах в виде мумии человека, обвитой бинтами, с посохом в руке, стоящей на иероглифе, означающем правду и справедливую меру. Его отличительный знак – кисточка в виде цветка в форме колокольчика, ниспадающая от основания шеи на спину. На барельефе храма в Филе Птах изображен в своей сложной ипостаси Птаха Татенена, вращающего яйцо солнца или луны на гончарном круге. Согласно местной мемфисской традиции, Птах изготавливает самого бога Ра на гончарном круге. После 2000г. до н. э. схожая ремесленническая деятельность приписывалась богу Хнуму, слепившему людей из глины. Оба бога называются гончарами.
Бог пустыни Сет заслуженно представлялся богом Хаоса. В этом убеждались на своем опыте те, кто был внезапно настигнут в пустыне волной бурлящего грязевого потока, несущегося вперемешку с камнями и сметающего все на своем пути. Такие грязевые потоки образуются в результате ливня, разразившегося в пустыне в верховьях вади, и, образуя этот мощный поток, устремляются в узкое русло когда-то высохшей реки. Добавим к этому, что сам ливень может сопровождаться градом, величиной с куриное яйцо, так что и застигнутым ливнем в верховьях, и пытающимся не быть унесенными грязевым потоком в самой узкой части вади, приходится нелегко. Д. Ролл, застигнутый грозой в египетской пустыне, приводит описание этого быстротечного и грозного явления Сета в пустыне, которое наглядно иллюстрирует мощь и силу этого бога: «Внезапно воздух прорезала ослепительная вспышка, словно бог пустыни в этот миг спустился с небес в свои земные владения. Голубая извилистая змейка молнии ударила в скалу у самого края вади. Окрестности огласило оглушительное ворчание Сета... Скалы из голого песчаника выполняют роль гигантских рефлекторов, отражаясь от которых удар грома бесчисленное число раз перекатывается между ними, грохоча, как добрая тысяча Биг-Бенов». Неудивительно, что такой грохот, вспышки молний, ливневый поток, льющийся с неба, и грязевой, несущийся по земле, вселяли ужас и смятение в жителей страны.
История Сета, образ которого устойчиво ассоциировался со злом, во многом загадочна. Начнем с его зооморфного облика – голова напоминает то ли ослиную, то ли верблюжью с высоко стоящими прямоугольными длинными ушам, но не вполне соответствует обоим образам. На самых древних изображениях Сет изображен четырехногим животным, подобным собаке или шакалу, с высоко задранным хвостом, высоко стоящими ушами, с сильно вытянутой и клювообразно изогнутой пастью. Высоко стоящие торчком прямоугольные уши и клювообразная пасть сохранились и в последующих иконографических изображениях Сета, однако довольно трудно по этим признакам отождествить зооморфный образ Сета с образом осла. Столь максимальная стилизация, возможно, свидетельствует в пользу очень древнего происхождения, когда воспоминания о настоящем зверином прототипе по каким-то причинам стерлись из памяти, а божество, продолжающее «жить» и выполнять приписываемые ему функции, было необходимо идентифицировать с каким-либо известным животным образом.
Древнейшим религиозным центром Нижнего Египта был город Иуну (библ. Он), названный греками городом солнца – Гелиополем. По названию города было наименовано одно из учений о сотворении мира, известное как Гелиопольская космогония. Свидетельства о существовании и процветании этого ныне исчезнувшего древнеегипетского города сохранились в упоминании о нем в Библии и в описании Страбона, лично посетившего Гелиополь: «В Гелиуполе я видел большие дома, в которых жили жрецы, ибо в древнее время, по рассказам, этот город как раз был кварталом жрецов, которые занимались философией и астрономией; теперь же это объединение перестало существовать и его занятия прекратились». Именно у гелиопольских жрецов провели 13 лет Платон с Евдоксом и хотя жрецы, «обладавшие большими сведениями в науке о небесных явлениях», хранили свои тайны, но два любознательных грека сумели расположить их к себе и «убедить этих последних сообщить им некоторые основные положения своих учений».
Имя бога Тота (егип. Джехути) встречается уже в Текстах пирамид, которые связывают этого бога с луной. В этом качестве Тот отождествлялся с Хонсу (Хонсу-Тот), божеством луны фиванской триады Амон-Мут-Хонсу. Отождествлялся Тот и с божеством плодородия Себеком, священным животным которого был крокодил, изображаясь шагающим на крокодиле. Искусство письма, счета, и всех наук, в первую очередь магии, были связаны с его именем. Обычно его изображали в виде человека с головой ибиса, увенчанной солнечным диском и лунным полумесяцем. Благодаря тому, что луна играла важную роль в измерении времени, «Тота постепенно стали считать богом времени даже в тех случаях, когда луна не имела никакого отношения к его функциям или к отрезкам времени». Тоту были посвящены первый месяц египетского года и шестой час дня. В египетских надписях позднего периода Тот характеризуется как Дважды Великий. Греки отождествляли его с Гермесом, называя его Гермесом Трисмегистосом (Трижды Великим Гермесом). «Распространенность его культа достигла пика в начале эпохи Нового царства, когда фараонов стали называть в его честь Дхутмесом (Тутмос), сыном Тота... Однако храмы в его честь возводились редко».
Исида (егип. Хест или Аст), «великая чарами», - единственная из древних богинь Египта, популярность которой перешагнула границы страны, образовав центры поклонения богине в Древней Греции и Риме. Уже в Текстах пирамид она упоминается как «любящая сестра и беззаветно преданная жена Осириса, убитого Сетом, как заботливая мать Хора-младенца», и, соответственно, египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями сокологолового бога. Настоящее происхождение этой богини, чье имя пишется иероглифом «трон», туманно, вместе с Осирисом она считалась порождением Неба (богини Нут) и Земли (бога Геба) и входила в число богов гелиопольской эннеады. Символ Исиды, царский трон, часто помещался на голове богини. Единственная деталь, дополняющая ее появление на свет это, как сообщает Плутарх, рождение «во влаге» в четвертый из пяти добавочных дней.
С эпохи Нового царства культ богини стал тесно переплетаться с культом Хатхор, в результате чего Исида иногда изображалась с солнечным диском на голове, обрамленным рогами коровы. Священным животным Исиды как богини-матери считалась «великая белая корова Гелиополя» - мать мемфисского быка Аписа. Ее атрибутом был анх – символ вечной жизни. Одним из широко распространенных символов богини был амулет тет — «узел Исиды», или «кровь Исиды», часто выполнявшийся из минералов красного цвета — сердолика и яшмы. Часто богиня предстает и коленопреклоненной, в белой повязке афнет, оплакивающей каждого усопшего так же, как когда-то оплакивала самого Осириса. Очень древний, культ Исиды, вероятно, происходит из Дельты. Здесь находился один из древнейших культовых центров богини, Хебет (Пер-Хеби), названный греками Исеумом (Исайон, совр. Бехбейт эль-Хагар), расположенный на западном берегу Дамиеттского рукава Нила, в восточной части Дельты. В настоящее время на его месте находятся руины. Из Дельты культ Исиды распространился по всему Египту и особенно был развит в Мемфисе и Копте, причем в последнем она считалась супругой итифаллического бога Мина, и на о. Филе, где ее оракул продолжал действовать еще в V в. В греко-римское время центром ее культа и мистерий стала Александрия.
С Анубисом часто смешивали бога-волка Упуата, Вупуата (греч. Офоис), «Открывателя путей», культ которого существовал в г. Сиуте (греч. Ликополис, «волчий город»), расположенном на западном берегу Нила. В отличие от Анубиса бог-волк изображался в виде стоящего животного, его атрибутами были лук и булава, свидетельствующие о его воинственном характере. Первоначально он почитался в западной Дельте, имея титул «Тот, кто правит Западом», отражавшим его политическую власть в этом регионе. «В Текстах пирамид фараон уподобляется Упуату, владыке Запада, и приветствуется такими словами: «Ты принимаешь великую Белую Корону из рук великих чужестранцев, что правят ливийцами». Его культ дошел до Верхнего Египта и, судя по всему, он был богом-проводником группы божеств - «Слуг» или «Спутников Хора», сопровождавших во время похода на Нижний Египет соколиноголового бога Нехена, отождествлявшегося с Хором.
Исключительная роль этого бога-волка проявляется в праздновании хеб-седа. На некоторых рельефах храма в Бубастисе сохранились отдельные моменты этого празднества. Прежде всего проводился обряд поклонения богам, для чего выносили культовую статую Амона-Ра, «в сопровождении целой процессии, во главе которой несли большой штандарт Вепуата». Жрецов, несущих этот штандарт, возглавляла «верховная жрица сиутского храма Вепуата, "сиутская мать бога". ...Затем фараон посещал молельню, куда ставили большой штандарт Вепуата, и совершал умащение этого штандарта». На заключительном этапе «воцарения» «нового» фараона, происходил торжественный выход царя с двойной короной на голове, в сопровождении царицы и всех приближенных, и перед этой процессией несли все тот же штандарт Вепуата. «Текст поясняет, что это – «Взятие пути к пребыванию на троне».
В глубокой древности, согласно Текстам пирамид, главным богом царства умерших считался Анубис (егип. Anupu), изображавшийся в виде лежащего черного шакала, или человека с головой шакала, или в виде дикой собаки Саб. По-египетски "саб" - "судья" писался со знаком шакала, и судя по всему, «в более ранний период Анубис был единственным судьей умерших". Он отождествлялся с богом-волком Упуатом, его основными эпитетами были Хентиаменти, "владыка Ра-сетау" (царства мертвых), "стоящий впереди чертога богов". Постепенно с конца 3-го тыс. до н. э. роль верховного владыки подземного мира переходит к Осирису, а за Анубисом закрепляются функции хранителя некрополя и защитника Осириса. Лежащая черная собака или шакал изображались в качестве охранников на дверях многочисленных гробниц. Однако тексты сохраняют свидетельство первоначальной значительности этого бога-шакала. В одном из магических изречений текста, обращенного к умершему фараону, говорится: "Ты сидишь на троне Осириса… твои руки – руки [бога] Атума, твое чрево – чрево Атума, твоя спина – спина Атума… но голова твоя – голова Анубиса".
Анубис считался сыном Бастет или сыном белой божественной коровы Хесат, а после объединения Анубиса с Осирисом бога-шакала стали называть сыном (реже братом) Осириса или бога-солнца, или сыном Сета. Плутарх называет Анубиса сыном Осириса и Нефтиды. Анубис помогал Исиде в поисках расчлененного тела Осириса, в бальзамировании и составлении его мумии с целью предохранения от уничтожения. Именно это представление побуждало умерших молить Анубиса позаботиться об их телах. Когда-то, выполняя функции бога мертвых, Анубис считал сердца умерших, но войдя в круг богов, связанных с мистериями Осириса, он стал взвешивать сердца, определяя нравственную чистоту умершего и признавая его право занять место в загробном мире, избежав участи полного уничтожения в пасти чудовища. Атрибутом Анубиса становятся весы, на одну чашу которых кладется перо богини истины Маат, на другую - сердце умершего.
Древнейшей богиней Египта выступает нижнеегипетская богиня Нейт, ливийка по своему происхождению. Ее культ процветал в Ливии, существовал на западе Дельты в Фаюме еще в Додинастическую эпоху и дошел до Верхнего Египта, где богиня почиталась в городе Эсне, обзаведясь стараниями теологов супругом в лице бога Хнума. Первоначально Нейт почиталась творцом мира и именовалась «отец отцов и мать матерей». Ее изображали в виде женщины, обычно с желтой или светло-зеленой кожей, голова которой была увенчана красной короной Нижнего Египта. Она почиталась также и как богиня неба, родившая Солнце, и в этой ее ипостаси богиню изображали коровой.
Две перекрещенные стрелы были обозначавшим Нейт иероглифом, поэтому она изображалась несущей лук со стрелами и щит. Считалось, что этим оружием богиня отгоняла злых духов от спящих. Позднее «этот знак был неправильно понят как челнок ткача, так что ее связывали с искусством пряжи и вязания магических узлов, как «великую колдунью», подобно Исиде». Вероятно, этому способствовало то, что в Саисе было развито ткачество. Ее священной птицей был гриф. Иероглиф, изображающий слово «мать», представлял собой изображение грифа. В г. Саисе – центре культа Нейт, на ее храме была высечена надпись: «Я есть все, что было, что есть и что будет. Никто из смертных еще не смог приподнять вуаль, скрывающую мое лицо». При храме находилась медицинская школа, называвшаяся Дом Жизни. Нейт почиталась как покровительница врачевания, охоты, оружейного производства и военных действий, ткачества. Считалась покровительницей женщин и брака.
Природные условия и география определили раздел египетской земли. Как гласят Тексты пирамид страна была по решению Геба, бога земли, разделена «на территорию (iat) Сета» (Верхний Египет) и «территорию Гора» (Нижний Египет). Таким образом в самую древнюю эпоху осуществлялось одновременное правление Сета и Гора в Двух Царствах. В Текстах пирамид «Те, кто в Царском Дворце», т.е. во дворце Нижнего и Верхнего Египта, «становятся божественными предтечами фараонов». Цари Верхнего Египта считали себя наследниками Сета из Омбоса, и Последователи Сета (Imu-khetSeth) (Pyr.§ 635) хранили память и о его царствовании, и о его наследии. Гор Двух Глаз был соперником Сета-Нубти, и тинитские цари «являли собой живое воплощение этого Гора, который по-прежнему обитал в Летополе, а также, по праву завоевателя, в Нехене и Эдфу».
Однако тинитский титул сохраняет память о том времени, когда Сет назывался «собратом Гора». Изображение двух соколов означали царя как воплощение Гора-Сета. Два царя II династии имели Сета своим эпонимом-покровителем. Царь Перибсен именовался Сетом-Перисбеном, два его преемника вернулись к Гору, но «в конце II династии Хасехемуи помещает перед своим именем сокола и борзую, то есть Гора и Сета, а после своего имени ставит примечательный эпитет – «Два Бога объединились в нем». Позже имя Сета исчезает из титулов и заменяется именем Nub(ti), однако память о Сете не была утрачена. «В античные времена царицу называли «Той, что видит Гора и Сета», то есть царя – воплощение обоих богов». В V номе Верхнего Египта символ Двух Соколов вызывает воспоминание о героической эпохе Двух Собратьев, а в Омбосе в образе крокодила поклонялись не только Гору, но и Сету. Начиная с V династии жрецами Гелиополя был создан образ «Солнца Восточного Небосклона», Ра-Характи и с этого времени фараон являлся одновременно «воплощением Сокола, Гора из Летополя (и Сета Nubti), Гора, сына Исиды и Осириса, и Гора-Ра».
Гор из Летополя был Гором Двух Глаз – солнца и луны. На небе время от времени происходили явления, описываемые как нападение бога разрушения Сета на дневное и ночное светила. Особенный страх вызывали затмения. «Египтяне называли это «битвами в небе» (khennumpet), в которых ни один из противников никогда не одерживал верх над другим». Время, предшествовавшее сотворению мира, описывалось как отсутствие неба, земли и битв в небе, время, когда «не было страха, как сегодня, за Глаз Гора».
Плутарх так описывает эти битвы в трактате De Iside et Osiride: «Египтяне говорят, что Тифон (Сет) иногда бьет Гора в глаз, иногда вырывает его, проглатывает его, а затем возвращает солнцу. Удар – это аллегорическое описание ежемесячного убывания луны. Под вырыванием глаза они подразумевают затмение этого ночного светила, которое солнце исцеляет, вновь зажигая его, когда оно выходит из тени Земли». Еще больший страх вызывали у древних египтян затмения Солнечного Глаза. У многих народов древности затмения солнца были связаны со сменой правящего царя, воплощения Солнца на земле. Внезапная тьма, покрывающая хоть и на краткое время светлый лик Солнца была предвестником гибели правителя. Убивая газелей, львов и гиппопотамов, царь действовал подобно Гору и «защищал людей от зла, которое Сет мог причинить им».
Завоевание Верхнего Египта цивилизацией Дельты подтверждается этнологами и археологами. Некоторые древние таблички, «рассказывают о сражениях между завоевателями с Севера и оседлым населением Долины», а Туринский папирус называет этих завоевателей Shemsu-Hor, Слугами Гора. На сосудах, а также на стенах гробниц в Нехене (Иераконполе) «мы видим большие лодки с символами номов» Дельты, среди которых «часто встречается гарпун, эмблема 7-го нома». Так же и на ручке ножа обнаруживаются изображения кораблей с символом Летополя, 3-го нома Дельты. Это – свидетельства вторжения Дельты в Верхний Египет.
Столицей царей Севера был город богини-змеи Уаджет, имя которой, превращенное греками в Уто, легло в основу названия города – Буто. Голова Уаджет была увенчана красной короной, и эта красная корона стала постоянной эмблемой царской власти в Дельте. В Буто было два квартала – Деп и Пе, первый был священным городом Уаджет, где стоял ее храм, второй был царским городом Гора (Пе означает «Место» над всеми прочими), где у царя Нижнего Египта было две резиденции – дворец Несер и дворец Ну. Цари Юга создали точную копию царства Буто в верхней долине, основав напротив правобережнего Нехеба, города богини Нехебт, город Гора на левом берегу и назвали его Нехен (греч. Иераконполь). Основание нового города напротив города царицы юга объясняется тем, что цари и юга, и севера прежде всего «искали покровительства богинь». Отличительным знаком царей Юга была высокая белая корона. В Нехене «стали поклоняться Соколу Гору в том же виде мумифицированной птицы, как поклонялись в Летополе Гору Двух Глаз».
Гор (Хор) был одним из древнейших богов Египта. «Его почитание в начале египетской цивилизации было настолько всеобщим, что иероглиф ястреба или сокола стал служить знаком классовой принадлежности для всех мужских божеств, точно также как змея – для всех богинь Его имя означает «Тот высокий», оно должно указывать на первоначальную его функцию как бога неба...». Сокол был его священной птицей. С самых древних времен «население ряда номов уже обожествляло сокола», - указывает М.А. Коростовцев.
Археологические находки свидетельствуют о прибытии в долину Нила в додинастический период людей, основавших первую династию фараонов. Источники говорят о том, что Осирис и его сын Гор были последними богами, после которых к власти пришли Слуги Гора (по Туринскому папирусу) или Менес (по Манефону). В течение очень длительного периода между правлением Осириса и Менеса египетский трон занимали предшественники Слуг Гора, поклонявшиеся богу в образе сокола, который олицетворял все небо. По мнению некоторых ученых великим объединителем обоих земель был не Менес, а Аха («воин»), сын Нармера. Его имя записывалось с помощью иероглифа «сокол», изображавшего эту птицу, сидящей на верхней перекладине прямоугольника и держащей в когтях щит и грушевидную булаву – оружие пришельцев, навершие которого отличалось от дисковидных булав аборигенов.
Богу Амону принадлежали несколько оракулов, один из которых находился в пустыне, в оазисе Сива. Со всего Средиземноморья съезжались сюда люди, чтобы вопросить оракул о своей судьбе. Греки передавали имя бога Амона с двумя «н» - "Аммон". Некоторые термины в современных языках происходят от этого имени, например, название вымерших головоногих аммонитов, напоминающих бараньи рога спиралевидной формой своих раковин. Аммиак тоже получил свое название от латинского sal ammoniacus («соль Аммона»), так как неподалеку от храма Аммона в ливийском оазисе Сива можно было добыть хлорид аммония.
Берберологи и египтологи придерживаются прямо противоположных мнений о происхождении бараноголового Аммона. «Первые считают, что он ливийского происхождения, а вторые увязывают его с египетской мифологией, вместе с которой он якобы и проник в Ливию. Тем не менее доказано, что его культ был введен в Карфагене древними ливийцами, составлявшими, впрочем, большинство жителей столицы пунического государства». В различных ливийских племенах и в позднее время был широко распространен культ Аммона.
Бог Амон очень рано начинает сопоставляться с гелиопольским верховным богом солнца Ра и, соответственно, обзаводится в Фивах своей эннеадой по подобию гелиопольской. «В лейденском гимне этому божеству говорится: «Эннеада была частью твоих членов... все боги были объединены с твоим телом» (IV, 1-8). Таким образом, фиванская эннеада происходила от Амона, была плотью от плоти его. Эта эннеада, как и гелиопольская, обозначалась словом psdt («девятка», «эннеада»), хотя в состав ее помимо девяти гелиопольских божеств входили Хатхор и Хор и некоторые божества Арманта. Называлась эта эннеада не фиванской, а великой эннеадой Карнака (Iptswtpsdt)». В "Книге о том, что в преисподней", в "Книге Врат" и в "Книге пещер" описывается путешествие солнца ночью через 12 помещений, каждое из которых представляет один час ночи. "Солнцебог меняет свой вид, превращаясь из скарабея в мужчину с головой барана в начале путешествия и из мужчины с головой барана в скарабея в конце путешествия".
В Древнем Египте существовал культ нескольких богинь, олицетворявшихся самками гиппопотама. Наибольшей популярностью пользовался культ богини-гиппопотама Таурт, корни которого, по-видимому, находились в Эфиопии. «В самом Египте ее популярность, как и популярность Беса, началась в эпоху Нового царства и усилилась в течение более позднего периода в истории религии Египта...». В Ипет-сут (Опет), современном Карнаке, существовал в течение нескольких веков, включая греко-римское время, культ ипостаси Таурт – богини Ипет. «Обе богини отождествлялись с богиней неба Нут, с Хатхор, с Исидой». Причиной столь длительного существования культа богини-гиппопотама было то, что она почиталась родовспомогательницей, покровительствовала «женской плодовитости, а следовательно, была близка каждой семье». Однако в цикл бога Амона, владыки Фив, Таурт не входила, хотя и являлась исконной местной богиней. В эпоху Птолемеев для богини Опет (Апет) в Фивах был возведен небольшой храм. Некоторые полагали, что именно здесь «Апет родила Осириса, тогда как эту честь оспаривал храм в Омбосе».
Бог Хнум (греч. Hnubis)изображался в виде человека с бараньей головой. Он считался владыкой той территории верхнего Египта, которая прилегала к первому порогу Нила. У первого порога был расположен остров Элефантина и там, на южной оконечности острова, возвышался храм, посвященный этому богу. В гимнах Элефантина называется «первым из городов», или же просто «началом». На этом острове было обнаружено кладбище священных баранов. Хнум почитался как бог плодородия, демиург, слепивший на гончарном круге из глины людей, богов и их Ка (двойников). Этого бога именовали «Господин холодной воды», и его культ существовал не только на Элефантине, но и в других местах Верхнего Египта: Иснехе, Шас-хетепе, Гераклеополе.
В старом варианте мифа о сотворении мира из первозданного хаоса бог Хнум с головой барана и его супруга Хекет с головой лягушки провозглашались «первыми богами, которые были при начале, которые построили людей и сделали богов». В основе этого мифа лежит представление о происхождении «всех вод, включая океан, в мифологическом источнике Нила между скалами Первого порога». Таким образом «Хнум, как "бог-источник", выступал всего лишь местным вариантом Нуна. Еще в эпоху Древнего царства представление об этой паре богов было перенесено в Абидос и соединено с мифом об Осирисе. Божественная пара была помещена «у истока», «у места рождения (mes-khenet) Абидоса», что полностью трансформировало ее первоначальные функции. Первозданная творческая природа Хнума и созидательное начало, присущее ему, стало объясняться исходя из этимологии корня «khonen» - «творить как гончар».
Бог в образе человека с головой барана был известен в качестве воплощения нескольких богов, самыми популярными из которых были два верхнеегипетских бога: Амон и Хнум. Считается, что Амон выдвинулся на первый план, став общегосударственным богом, одновременно с превращением Фив в столицу Египта. Одним из первых свидетельств его культа в Фивах является наличие имени Амона в теофорном имени фараона XII династии Аменемхата I, означающего «Амон во главе». Однако существование этого бога в ипостаси Амона-Ра засвидетельствовано гораздо раньше воцарения XII династии: в Карнаке была найдена каменная статуэтка фараона VI династии Пепи I, на спине которой была высечена надпись - «любимый Амоном-Ра, владыкой Фив».
Результатом исследований английского египтолога Уэйнрайта, посвященных происхождению культа Амона, стал вывод о том, что он «в основе своей бог неба и грозы», воздуха и ветра, и это объясняет голубой цвет его антропоморфного изображения: голубой – цвет неба. «Во многих текстах Амон назван "великой душой", "сокровенной душой", "великой живой душой, что над всеми богами". Как воздух и ветер, душа невидима. Отсюда представления об Амоне как о духе, оживляющем и дающим жизнь". Само его имя означает "сокрытый", "невидимый".
Наряду с культом быков существовал и культ коров. Богиня неба Нут (см, Нут) приняла образ коровы, поднявшей в небо уставшего от пребывания на земле с людьми бога солнца Ра: «Когда настал рассвет... корова Нут с сидевшим на ее спине Рэ поднялась и стала небом». Этот миф, известный как "Книга Коровы", записан на стенах гробниц фараонов XVIII, XIX и XX династий, Впервые он был обнаружен на стенах гробниц Сети I и Рамсеса III. Рядом с записью находилось изображение небесной коровы. Представление о корове-небе восходит к доисторическим временам. Согласно древнейшим текстам она поднялась из изначально существовавшего океана. Рисунки изображают Небесную Корову, живот которой украшен линией звезд, а четыре ноги поддерживаются восемью божествами-хех. Вдоль линии звезд изображена ладья, в которой плывет бог солнца. «Представление о том, что Нут несла с собой ладьи богов, когда ее подняли, и что они стали звездами, засвидетельствовано очень рано» (Pyr.785).
В одном древнем папирусе содержался «миф о том, что сначала все боги и богини были быками и коровами с шерстью разного цвета. Потом по велению верховного бога все быки воплотились в одного черного быка, а все коровы – в одну черную корову». Культ черного быка Аписа (др.-егип. hr, произносившееся Хап, Хоп) был широко развит в древней столице объединенного Египта – Мемфисе. «Слово «апис» происходит от египетского «хап» с прибавлением греческого окончания «ис». Плодородие земли в Египте, как известно, зависело от Нила, богом которого был Хапи, «что означало «из рода Хап». Это в свою очередь свидетельствует о тесном отношении священного быка Аписа с жизнетворными водами реки». При храме Птаха, покровителя города, почитался живой бык, считавшийся воплощением Аписа, живой душой бога Птаха. У этого быка на лбу и спине должны были быть белые отметины, «напоминающие крылья орла», а под языком – узел, похожий на скарабея. Согласно позднему представлению он был зачат лучом света, снизошедшего на корову. Об этом пишет Плутарх: «...он зачинается, когда животворный свет луны нисходит на ярящуюся корову и пронизывает ее… они называют луну матерью мира и считают, что … она зачинает и беременеет от солнца…".(«Об Исиде и Осирисе») По этой причине египтяне «не убивали коров и не вкушали их мяса, чтобы случайно не умертвить матери будущего Аписа».
Мифология (c) 2011 -