Бог Хнум (греч. Hnubis)изображался в виде человека с бараньей головой. Он считался владыкой той территории верхнего Египта, которая прилегала к первому порогу Нила. У первого порога был расположен остров Элефантина и там, на южной оконечности острова, возвышался храм, посвященный этому богу. В гимнах Элефантина называется «первым из городов», или же просто «началом». На этом острове было обнаружено кладбище священных баранов. Хнум почитался как бог плодородия, демиург, слепивший на гончарном круге из глины людей, богов и их Ка (двойников). Этого бога именовали «Господин холодной воды», и его культ существовал не только на Элефантине, но и в других местах Верхнего Египта: Иснехе, Шас-хетепе, Гераклеополе.
В старом варианте мифа о сотворении мира из первозданного хаоса бог Хнум с головой барана и его супруга Хекет с головой лягушки провозглашались «первыми богами, которые были при начале, которые построили людей и сделали богов». В основе этого мифа лежит представление о происхождении «всех вод, включая океан, в мифологическом источнике Нила между скалами Первого порога». Таким образом «Хнум, как "бог-источник", выступал всего лишь местным вариантом Нуна. Еще в эпоху Древнего царства представление об этой паре богов было перенесено в Абидос и соединено с мифом об Осирисе. Божественная пара была помещена «у истока», «у места рождения (mes-khenet) Абидоса», что полностью трансформировало ее первоначальные функции. Первозданная творческая природа Хнума и созидательное начало, присущее ему, стало объясняться исходя из этимологии корня «khonen» - «творить как гончар».
Так бараноголовый Хнум стал «богом-гончаром», создавшим когда-то «все существа, от богов до животных, на своем гончарном круге и который все еще определяет облик каждого новорожденного ребенка, явно создавая его или, по крайней мере, его «двойника» на небе до рождения ребенка». Соответственно богиня Хекет стала богиней рождения и иногда соотносилась с богиней Месхенет, "Богини колыбели (или, более точно, «Места рождения»)", которая представлялась управляющей не только "земным рождением, но также возрождением умерших к новой жизни с Осирисом".
На Элефантине в круг бараноголового бога-гончара входили богини Сатис и Анукет. Первая, Сатис, была богиней прохладной воды и считалась супругой Хнума. Ее культ был распространен в районе 1-го порога Нила, на острове Элефантина и в Нубии.Изображалась женщиной с рогами антилопы, в короне Верхнего Египта. Согласно "Текстам пирамид" она очищает умерших. Отождествлялась с Сопдет, олицетворением которой была звезда Сириус. Общей дочерью этой супружеской пары считалась Анукет, владычица Сехеля, одного из островов архипелага первого Порога, почитавшаяся также и в Нубии. Анукет изображалась в высокой короне с перьями, иногда с четырьмя руками, что означало единение мужского и женского начала. Символом богини была ракушка каури, ее называли «Дающая жизнь» и «вызывали, чтобы поприветствовать и благословить новорожденного ребенка или детеныша какого-либо животного». В гимне Анукет говорится: «Ты приводишь реку и оплодотворяешь землю твоим именем». Священным животным обеих богинь была антилопа.
В городе Эсне (древний Та-сни), расположенном на западном берегу Нила, Хнуму поклонялись уже во времена Тутмоса III. Этого бога рассматривали как демиурга, вылепившего человечество из глины на гончарном круге и каждый раз создававшего таким же способом новорожденного фараона. Он составлял триаду вместе с приданной ему женой Небетуу, богиней земного плодородия, и сыном – богом Хека. «Об этих двух божествах известно очень немного». В более поздние времена женой бога Хнума стала могущественная богиня Нижнего Египта, двуполая Нейт, творец вселенной, культ которой процветал в городе Саисе. Обретя неожиданно мужа, богиня тем не менее не утратила своего двуполого характера и продолжала почитаться горожанами, веру которых не могли поколебать подобные логические неувязки. В городе Летополисе существовал культ богини-львицы Менхит с эпитетом «воинственная», которая считалась супругой бога Хнума. Она отождествлялась с Сехмет, Тефнут, Небтуи.
Известно, что "ба" в образе животного или птицы считалась душой богов и фараонов и воплощением их силы и могущества. В качестве ба некоторых богов могли выступать другие божества. Например, бог Хнум считался ба бога Шу в Летополе, как ба Осириса он был известен в Гелиополе, в Леонтополе он был ба Геба, на острове Элефантина – ба Ра. В позднее время у Хнума «иногда появляются четыре головы барана, возможно, символизируя четыре источника Нила». На рисунке Книги Мертвых, изображающем опутанного цепями Апопа, четырехглавые стражники, вероятно, «указывают на Хнума, властелина четырех источников Нила и соседа» нубийской богини Селкет, лежащей над головой скованного Апопа.
В древних Текстах пирамид Хнум упоминается в связи с солнечным оком, которое было утрачено, «находится в мифическом источнике Нила, океане и всех водах мира, у Первого порога или области к югу от него». В некоторых вариантах можно видеть самого бога-источника Хнума «иногда держащего в одной руке солнечное око... Один раз Хнум стоит на льве, в котором мы узнаем старого бога-землю Акера». На одной из стен Карнакского храма изображена сцена вручения Амоном символов власти Рамсесу II. «И всюду со стен храма на зрителя смотрят боги: Хнум, с телом льва и головой барана, Гор с головой сокола, Осирис и Исида». Во времена правления фараона Джосера, царя III династии, Египту пришлось пережить семь лет неурожая и голода. Легенда приписывала возникновение голода "пренебрежением со стороны египтян в отношении поклонения богу Первого Порога, великому богу Хнуму". Джосер, чтобы умилостивить бога Хнума пожертвовал ему в Элефантине 12-мильную полосу земли выше первого порога.
Использованные материалы:
- Макс Мюллер. Египетская мифология;
- Мифы народов мира, тт. I-II;
- М.А. Коростовцев. Религия Древнего Египта;
- Д. Дж. Конфей. Мистерии и магия Луны;
- Древний мир. А.Ю. Низовский;
- У. Бадж. Легенды о египетских богах.
Похожие статьи