Бог в образе человека с головой барана был известен в качестве воплощения нескольких богов, самыми популярными из которых были два верхнеегипетских бога: Амон и Хнум. Считается, что Амон выдвинулся на первый план, став общегосударственным богом, одновременно с превращением Фив в столицу Египта. Одним из первых свидетельств его культа в Фивах является наличие имени Амона в теофорном имени фараона XII династии Аменемхата I, означающего «Амон во главе». Однако существование этого бога в ипостаси Амона-Ра засвидетельствовано гораздо раньше воцарения XII династии: в Карнаке была найдена каменная статуэтка фараона VI династии Пепи I, на спине которой была высечена надпись - «любимый Амоном-Ра, владыкой Фив».
Результатом исследований английского египтолога Уэйнрайта, посвященных происхождению культа Амона, стал вывод о том, что он «в основе своей бог неба и грозы», воздуха и ветра, и это объясняет голубой цвет его антропоморфного изображения: голубой – цвет неба. «Во многих текстах Амон назван "великой душой", "сокровенной душой", "великой живой душой, что над всеми богами". Как воздух и ветер, душа невидима. Отсюда представления об Амоне как о духе, оживляющем и дающим жизнь". Само его имя означает "сокрытый", "невидимый".
Он может явиться на призыв молящегося в дуновении ветра. Работники некрополя обращались в случаях заболевания к богине-змее Меретсегер, «любящей молчание», и великому Амону, святилище которого находилось по соседству от ее святилища. Считалось, что Амон «может спасти даже тех, кто уже на том свете». Когда заболел один из работников некрополя, его отец и брат обратились с мольбой к Амону и «царь богов явился как северный ветер, как свежее дыхание, чтобы спасти несчастного, ибо он во гневе не каждый день. Гнев его быстро проходит, и от него не остается и следа».
Священными животными Амона были баран, гусь и змея. Первоначально эту роль выполнял только гусь, тексты говорят, что явившись в образе гуся, «великого гоготуна», Амон «начал говорить среди молчания». Однако после 1600 г. до н. э. священным животным Амона становится баран. В антропоморфном облике Амон изображался в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском, с символом жизни - анх в руке.
В раннее время будущий «царь богов» Амон находился в тени воинственного бога Монту с соколиной головой. На территории, известной позже как IV верхнеегипетский ном, находились, кроме деревушки Фив, еще три поселения, два из которых были расположены на восточном берегу, а третье - Иуни-Монту, т. е. Иуни бога Монту, современный Армант, на западном. Во всех трех поселениях существовал культ Монту.
Имя бога Монту сохранилось в коптском названии города – Гермонт. Трое из царей XII династии были тесно связаны с этим городом, так как их теофорным именем было Ментухотеп (Менту-Монту). Армант находился под влиянием Гелиополя с его солнечным божеством Ра, что отразилось и на местном боге Монту, отождествленном «с богом-солнцем в очень ранний период». Эта ипостась бога известна под именем Монту-Ра.
Первоначальная форма бога Монту имела бычью голову. В Гермонте его священным животным оставался черный бык, названный в римский период Бухисом. Свою голову сокола он заимствовал от солнечного божества, Ра-Гора. Позднее быка Монту называли «душой Ра» (или Осириса). С воцарением основателя XI династии Аменемхата, род которого был предан богу Амону, культ древнего местного бога Монту был оттеснен культом Амона, центром которого стали храмы Карнака и Луксора.
В период Среднего царства Амон стал отождествляться с богом плодородия Мином. Этому отождествлению способствовало то, что оба бога в основе своей были богами неба и грозы. Возвышение Амона достигло своего пика во времена XVIII династии, изгнавшей гиксосов за пределы страны и создавшей империю. «Победы, военные и политические, рассматривались как дар фиванского бога фараонам-завоевателям». На стеле, находившейся в Карнаке, записано обращение бога Амона к своему «божественному и царственному сыну, фараону-завоевателю Тутмосу II: «Говорит Амон-Ра, владык Карнака... я даю тебе мощь и победы над всеми чужеземными странами...». Во времена Рамсеса II существовали четыре подразделения войск, находившиеся под покровительством четырех богов, имена которых им были присвоены: Амона, Ра, Пта и Сутеха (Сета). «Это свидетельствует о том, что великие божества, в том числе и Амон, стали олицетворять не только природные, но и общественные силы». Царь всех богов – Амон-Ра стал представляться защитником и заступником простых людей, обездоленных и угнетенных.
Простой люд мог «за небольшое пожертвование, войти в дом бога, пересечь храмовый двор и священную рощу, приблизиться к парку, где разгуливал бык или баран, воплощавший бога... Ничто не мешало простому египтянину поставить, если он находился в Фивах, у подножия статуи Амона... маленькую известняковую стелу, на которой рядом с изображением бога были высечены ухо и глаз, но чаще множество ушей и глаз...». В обращенных к нему молитвах говорится: «Амон, обрати ухо твое к тому, кто беден в суде…».
Использованные материалы:
- М.А. Коростовцев. Религия Древнего Египта;
- Пьер Монте. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов;
- М. Мюллер. Египетская мифология.