Обожествление коровы в Мифологии Древнего ЕгиптаНаряду с культом быков существовал и культ коров. Богиня неба Нут (см, Нут) приняла образ коровы, поднявшей в небо  уставшего от пребывания на земле с людьми  бога солнца Ра: «Когда настал рассвет... корова Нут с сидевшим на ее спине Рэ поднялась и стала небом». Этот миф, известный как "Книга Коровы", записан на стенах гробниц фараонов XVIII, XIX и XX династий, Впервые он был обнаружен на стенах гробниц Сети I и Рамсеса III. Рядом с записью находилось изображение небесной коровы. Представление о корове-небе восходит к доисторическим временам.  Согласно древнейшим текстам она поднялась из изначально существовавшего океана. Рисунки изображают Небесную Корову, живот которой украшен линией звезд, а четыре ноги поддерживаются восемью божествами-хех. Вдоль линии звезд изображена ладья, в которой плывет бог солнца. «Представление о том, что Нут несла с собой ладьи богов, когда ее подняли, и что они стали звездами, засвидетельствовано очень рано» (Pyr.785).

Представление о первобытном океане изначально существовавшем на земле, и небесном океане как его отражении, было очень древним, но неизвестно когда возникло представление о корове, поднявшейся из океана на небо. Поскольку Небо представлялось также водным потоком, иногда тело коровы покрывали линии, изображавшие воду, и в этой форме божественная корова называлась Мехет-Урт или «Великий Поток» и уже в III тысячелетии она была известна также как Метуэр «великая корова  в воде». Представление о небесной корове как будто оставило след в ее имени – «Золото», «Золотая», которым она называлась в зарослях Дельты. Обычно говорили, что в день своего создания солнце родилось «Великим Потоком» и вскарабкалось на эту корову, расположившись между рогами. «Даже когда первозданное или ежедневное рождение солнца описывали как происшедшее из голубого цветка лотоса в небесном или земном океане, его называли "ребенком Метуэр"».

Обожествление коровы в Мифологии Древнего ЕгиптаС III тысячелетия Метуэр рассматривалась как божество-покровительница любящих. Позже она была отождествлена с Хатхор (см. Хатхор), богиней из Дендеры, «чьим символом вначале была голова или череп коровы, который приколачивали над дверью храма или на колонне». Хатхор  очень рано превратилась в богиню неба в виде коровы, которая обычно изображалась несущей между рогами солнце среди цветов и растений, «аналогичных листве Небесного древа, которое отправляет в путь солнце утром и прячет его вечером». Считалось также, что вечером солнце входит в рот коровы и прячется в течение ночи в ее теле, а утром вновь рождается из ее утробы. Богиня представлялась живущей в горах Верхнего Египта, где она принимала умерших при их погребении, появляясь из горы в образе коровы. Рисунки изображают прибывшую к гробнице похоронную процессию, и богиню, которая в образе коровы встречает прибывшего покойника, раздвигая «заросли папируса, чудом выросшие на этих бесплодных скалах». Хатхор изображалась в виде коровы или женщины с коровьими рогами на голове, между которыми был расположен солнечный диск. «И многие другие божества женского пола, ассоциировавшиеся с небом, - особенно Исида – указывали в рисунках на свою небесную природу тем, что носили рога или даже голову коровы».

Богиня Исида, мать Гора и супруга Осириса, часто изображалась с коровьими рогами. Миф повествует о том, как в состязании Гора с Сетом за власть в образе гиппопотамов, Гор разгневался на мать, отозвавшую гарпун от своего брата Сета и отрубил Исиде голову. Возможно, именно тогда боги приставили ей коровью голову. С Исидой было связано особое жертвоприношение быка. Благодаря Геродоту мы имеем его описание: При жертвоприношении Исиде они обдирают тушу быка и совершают молитву, а затем вынимают целиком желудок, но внутренности  и  жир оставляют в туше. Потом отрезают ляжки, верхнюю часть бедра, плечи и шею. После этого наполняют остальную тушу быка чистым хлебом, медом, изюмом, винными ягодами, ладаном, смирной и прочими благовониями. Наполнив тушу всем этим, они сжигают ее, а при сжигании жертв все участники предаются скорби. Затем, прекратив плач, устраивают пиршество из оставшихся [несожженными] частей жертв. "Чистых" [лишенных особых примет] быков и телят египтяне приносят в жертву повсюду. Напротив, коров приносить в жертву им не дозволено: они посвящены Исиде. Ведь Исида изображается в виде женщины с коровьими рогами (подобно изображению Ио у эллинов), и все египтяне точно также почитают больше всех животных коров». В отличие от быков, павших коров не предают земле, а «бросают в реку».

Обожествление коровы в Мифологии Древнего ЕгиптаНа изображении в гробнице Неспнефхора, жреца бога Амона в Фивах, захоронение которого относится ко времени  XXI династии, жрец и его жена возлагают дары на три жертвенника, установленные перед коровами, головы которых увенчаны тремя разными коронами. Это изображение служит доказательством того, что египтяне поклонялись корове как священному животному во все времена.  Сын Хеопса Микерин, скорбя по своей рано умершей дочери, «приказал изготовить из дерева пустотелую [статую] коровы, позолотить и затем положить в нее покойную дочь». Эта корова стояла в царском дворце в Саисе. «Каждый день около нее воскуряют там всевозможные благовония, а целую ночь возжигают светильник. ...корова почти целиком покрыта пурпурной одеждой, кроме шеи и головы, которые позолочены толстым слоем золота. Между рогами находится изображение солнечного диска также из золота. ...Каждый год ее выносят из покоя, именно в тот день, когда египтяне бьют себя в грудь в честь бога, которого я не хочу называть из благоговейного страха. Рассказывают, что дочь перед смертью попросила отца позволить ей один раз в год видеть солнце».

В Иераконполе был обнаружен большой каменный жертвенник с надписью, относящейся ко времени правления Шешонка I, в которой сообщалось о восстановлении ежедневных жертвоприношений в местном храме. «Все обязались поставлять в год известную часть 365 быков, начиная с самого "генерала" [Нимрата], которому приписывалось жертвовать 60 быков, его жены (3 быка), высших военных и духовных сановников (по 10 быков) и кончая чиновниками второго ранга, городскими общинами области и рабочими".  В обряде "отверзания уст и очей" "сначала жрец касался рта и глаз статуи окровавленной ногой жертвенного быка, затем – теслом, вторым теслом, резцом скульптора и мешком с красным минералом, из которого добывалась краска. Из всего этого набора только кровоточащая нога быка играла чисто колдовскую роль, вполне понятную в свете общераспространенных первобытных верований в живительную силу крови. Остается добавить, что созвездие Большой Медведицы прежде называлось "Бедром коровы", но позже  стало соотноситься с быком и именоваться "мештв",  "Нога быка", а тесло – инструмент для отверзания уст статуи или мумии - имело такие  же очертания как это созвездие.

 

12.                 Использованные материалы:

  1. Р. Антес. Мифология в Древнем Египте;
  2. Макс Мюллер. Египетская мифология;
  3. Пьер Монте. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов;
  4. Геродот. История, книга II;
  5. Б.А. Тураев. История Древнего Востока;
  6. М.Э. Матье. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта.