Бог пустыни Сет заслуженно представлялся богом Хаоса. В этом убеждались на своем опыте те, кто был внезапно настигнут в пустыне волной бурлящего грязевого потока, несущегося вперемешку с камнями и сметающего все на своем пути. Такие грязевые потоки образуются в результате ливня, разразившегося в пустыне в верховьях вади, и, образуя этот мощный поток, устремляются в узкое русло когда-то высохшей реки. Добавим к этому, что сам ливень может сопровождаться градом, величиной с куриное яйцо, так что и застигнутым ливнем в верховьях, и пытающимся не быть унесенными грязевым потоком в самой узкой части вади, приходится нелегко. Д. Ролл, застигнутый грозой в египетской пустыне, приводит описание этого быстротечного и грозного явления Сета в пустыне, которое наглядно иллюстрирует мощь и силу этого бога: «Внезапно воздух прорезала ослепительная вспышка, словно бог пустыни в этот миг спустился с небес в свои земные владения. Голубая извилистая змейка молнии ударила в скалу у самого края вади. Окрестности огласило оглушительное ворчание Сета... Скалы из голого песчаника выполняют роль гигантских рефлекторов, отражаясь от которых удар грома бесчисленное число раз перекатывается между ними, грохоча, как добрая тысяча Биг-Бенов». Неудивительно, что такой грохот, вспышки молний, ливневый поток, льющийся с неба, и грязевой, несущийся по земле, вселяли ужас и смятение в жителей страны.
Однако потоки воды, приносимые грозой, представляли не только угрозу жизни, но и дарили эту жизнь всему живому. Эта двойственность отразилась на образе Сета представлением о связи этого бога с плодородием. Осел отождествлялся с Сетом или Тифоном, как его называли греки, «не только из-за своей окраски, но также из-за глупости и похотливого нрава», - сообщает Плутарх. Присущая ослам половая потенция делала это животное сопричастным плодородию, и осел выступал символом даже Бога Солнца. В текстах отражено это противоречивое отношение к Ослу. В одном из гимнов умерший молится: «Да сражу я Осла, да сокрушу я демона-змея Себау», но глава XL Книги Мертвых озаглавлена «О том, как отогнать прочь пожирателя Осла», и на виньетке изображен умерший, пронзающий копьем чудовищную змею, смыкающую челюсти на спине осла. Тем не менее, последующая демонизация образа Сета привела к тому, что уже в Новом царстве в праздник Осириса проводился ритуал, при котором «осел Сета» закалывался копьем. В Бусирисе на жертвенные лепешки наносилось изображение осла, а сам иероглиф «осел» для того, чтобы обезвредить «тифоническую» силу этого животного, «снабжался ножом на загривке».
Сетх издревле ассоциировался с мужской сексуальной силой, что подчеркивалось не только соотнесенностью его образа с образом похотливого осла, но и связью с растительном символом плодородия – латуком. Этот салат считался растением итифаллического бога Мина, статуя которого часто возвышалась перед грядками латука. Египтяне «давно заметили, что латук возвращает мужчинам половую силу, а женщинам – плодовитость. Поэтому его употребляли в больших количествах», и зеленый латук можно было часто видеть на жертвенных столах. Однажды, во время перемирия в борьбе за верховную власть над обеими землями Египта, распутный Сет пригласил Гора, сына Исиды, провести с ним ночь, однако его попытка оплодотворить Гора закончилась неудачей. В ответ на жалобу Гора своей матери, Исида решает с помощью хитрости показать богам превосходство Гора над Сетом. Отправившись к садовнику сада Сета, Исида узнает какие травы предпочитает есть Сет: «Не ест Сет никакой травы здесь у меня, кроме латука», Исида кладет на латук семя Гора, которое Сет съедает вместе с листьями и становится беременным. Когда оба вновь предстают пред судом Девятки, Гор требует вызвать семя Сета – оно отвечает из болота, а в ответ на вызов семени Гора, семя выходит изо лба Сета в виде золотого солнца. Суд богов признает право Гора на наследие отца – власть над обеими Землями.
Борьба Сета с Гором длилась 80 лет, и во время одной из схваток Гору удалось оторвать тестикулы Сета, а сам Гор лишился глаз. Хатор исцелила ослепленного Гора, смазав его глазницы молоком антилопы, что же касается Сета, то распутный бог, судя по всему, так и остался лишенным производительной силы. Начало вражде Гора с Сетом было положено задолго до рождения Гора Дитя. Воцарение Осириса царем Нижнего и Верхнего Египта как будто на время примирило противников. Однако Сет только выжидал момента, чтобы вновь заявить о своих притязаниях на Нижний Египет. Наиболее полную историю драматической судьбы Осириса дает Плутарх. В ней Осирис предстает добрым царем, который «просвещал и наставлял свой народ... научил людей обрабатывать землю и улучшать ее плоды, дал им свод законов» и прочие блага цивилизации. Полной противоположностью ему выступает Сет, коварный завистник, ждавший удобного случая, чтобы расправиться с братом. После возвращения Осириса на родину из путешествия, предпринятого в другие страны с цивилизаторской миссией, Сет с 72 заговорщиками хитростью заманил Осириса лечь в богато разукрашенный саркофаг, после чего захлопнул и заколотил гвоздями крышку, залил свинцом и вместе со своими сообщниками спустил саркофаг в море через Танисское устье Нила.
Однако, когда саркофаг был найден Исидой, возвращен из Библа и спрятан ею в тростниках, Сет, охотясь ночью на кабана, случайно наткнулся на него. Чтобы окончательно разделаться с Осирисом, Сет расчленил его мертвое тело на 14 частей, разбросав их в разных местах страны. Исида с помощью Анубиса разыскала эти части, все, кроме фаллоса, и по одному варианту Анубис собрал из них мумию, по другому – Исида хоронила часть тела там, где она ее находила, чтобы сбить с толку Сета множеством гробниц и помешать ему найти настоящую. Фаллос же Осириса, как утверждает Плутарх, Сет оторвал в первую очередь и сразу же бросил в Нил, в водах которого он и был съеден рыбами. Гор становится мстителем за отца и добивается его сана, хотя по древнему материнскому праву Сет, как брат своей сестры, должен унаследовать надел Осириса. В драматической сцене метания Исидой гарпуна, Сет, в которого вонзилось острие, взывает к Исиде такими словами: «Неужели же ты любила чужеземца больше, чем брата по матери Сета?». Исида отзывает гарпун в ответ на этот упрек, за что разгневанный Гор отрубает матери голову. Благодаря чарам Тота отрубленная голова превращается в коровью, с которой Исида и продолжает жить. По мнению ученых, в этом фрагменте отразился переход от материнского права наследования к отцовскому, когда наследником начинает считаться сын отца, а не брат матери.
С изменением климатических условий в регионе и происходивших там политических перемен, в некогда могущественном и амбивалентном образе Сета постепенно начал выделяться и все более подчеркиваться отрицательный аспект. Практически параллельно с уподоблением Сета Апопу, Сет был также отождествлен со звездами Большой Медведицы. В Древнем Египте это созвездие называлось Бедром Коровы, позже превратилось в ногу Сета ("мештв", "Нога быка"), в его стопу, закованную в кандалы. Из текста папируса Жумильяк мы узнаем, что «после того, как он (Хор) отрезал его (Сетха) переднюю ногу», он забросил ее в середину неба под охрану богов, где «Великая Гиппопотам держит ее так, что она не может двигаться среди богов». Тесло - инструмент для отверзания уст статуи или мумии в обряде, – имело такие же очертания, как это созвездие и изготовлено было из железа, происхождение которого тоже связывалось с Сетом. Тексты описывают, как "жрец брал в руки тесло и, касаясь им четыре раза рта и глаз статуи, говорил: "… я разделил уста твои теслом Анубиса… ляшкой железной, которой раскрывают уста богов». Важная роль этого обряда заключалась в представлении о том, что именно после этого мумия «оживала», получала способность двигаться: «Гор разделяет уста статуи Осириса имярек тем, чем он разделил уста своего отца, чем разделяют уста богов – железом, вышедшим из Сета… Ты отверз уста статуи Осириса имярек, и он идет, он ходит…". Жрец, выполнявший обряд отверзания рта, носил титул Гор Летополя, а сам город назывался также "Город удара молнии" по той причине, что был тесно связан с метеоритным культом. Согласно легенде кости самого Сета были сделаны из железа, которое называлось"металлом небес»,поскольку на протяжении долгого времени египтяне знали только метеоритное железо. Тексты пирамид, описывая посмертную судьбу фараона, утверждают: "Кости царя – железные (бья), и его члены – неугасимые звезды…"
Использованные материалы:
- Д. Ролл. Генезис цивилизации. Откуда мы произошли;
- М. Луркер. Египетский символизм;
- Пьер Монте. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов;
- М.Э.Матье. Древнеегипетские мифы;
- М.Э. Матье. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта;
- М. Мюллер. Египетская мифология.