Цветы
Цветы в мифологии
Цветы в мифологии
Аконит (греч. akoniton, лат. aconitum) - одно из самых ядовитых цветковых растений. Русские народные названия некоторых видов этого цветка — «борец-корень», «волчий корень», «волкобой», ««царь-трава», «чёрный корень», «козья смерть», «прострел-трава» и др. Ядовит цветок от корня до пыльцы. В древности греки и китайцы делали из него яд для стрел. Народные названия растения «волкобой», «волчий яд» объясняются тем, что раньше борец использовался для травли волков — отваром корня обрабатывали приманку. В Непале им тоже отравляли приманку для крупных хищников и питьевую воду при нападении врага.
Этимология названия неясна, некоторые связывают этот цветок с древнегреческим городом Аконе, в окрестностях которого акониты росли в изобилии, другие производят его название от греч. Aconae — «скала, утёс» или Acontion — «стрелы». Токсичность растения вызвана содержанием в нем алкалоидов, которые, воздействуя на центральную нервную систему вызывают паралич дыхательного центра.
Амарант - цветок с удивительно долгим периодом цветения. Именно за эту характерную черту древние греки выделили этот цветок из ряда других, назвав его Amaranthos, что означает "неувядающий цветок" (от греч. а - не, maraino - увядать и anthos - цветок). Семейство амарантовых распространено, главным образом, в тропических и субтропических областях земного шара, преимущественно в Америке и Африке, откуда его представители разошлись по другим регионам мира.
Древние греки считали амарант цветком бессмертия и посвятили его Артемиде, древнегреческой богине охоты, и ее царственному жрецу и повелителю охоты Амаринту. Он был правителем одноименного города и возглавлял храм Артемиды Амаринты. В греко-римской культуре амарант широко использовался на изображениях богов и для украшения могил спасателей-героев, символизируя исцеление и загробную жизнь.
Анемон, известный также под названием ветреница (греч. animos - "ветер"), символизировал в Греции скорбь и смерть. Этот весенний цветок связан с культом финикийско-сирийского божества Адониса (от финик. dn «адон», «господь», «владыка»; евр. ’adōn, «господин»), имевшего ярко выраженные растительные функциями, связанные с периодическим умиранием и возрождением природы. Центр культа Адониса находился в Гебале (Библе).
В V в до н. э. культ Адониса распространился в материковой Греции. Греческий миф повествует о любви Афродиты к прекрасному юноше Адонису. Артемида, разгневанная тем, что Адонис отдает предпочтение Афродите, а не ей, насылает на него дикого кабана, который смертельно ранит юношу своими клыками. Горько оплакивая смерть Адониса, Афродита превращает его в цветок, окропив нектаром пролитую кровь. Юношу оплакивают хариты и мойры, из его крови расцветают розы, а из слез Афродиты – анемоны.
Анютины глазки или фиалка трехцветная (лат. Víola trícolor), цветок, который считается непригодным для сада, так как суеверие связывает эти эти нежные, многоцветные цветы с загробным миром - их называют «цветы для покойников». В Центральной России анютины глазки традиционно сажали на могилах.
В Англии существовала примета, что если рвать анютины глазки в ясный день, то вскоре пойдет дождь. Поскольку практически во всех мифологических системах дождь (как и погода в целом) находится «во власти» умерших предков, «английское суеверие, усматривающее взаимосвязь между анютиными глазками и дождем, и русское поверье, называющее их «цветами мертвых», находятся во взаимодополняющих отношениях в "пространстве" единого комплекса мифо-поэтических представлений».
Предполагают, что свое название арумы получили от греческого названия ядовитого растения («Арон»). Все виды арумов являются ядовитыми. Отличительной особенностью этого цветка является наличие початка, в основании которого расположены женские цветки, а на его верхушке – мужские. Именно эта особенность послужила основанием для наименования этого растения такими именами, в которых особенно явственно прослеживается этимологическая связь с символом йони-линги.
В Европе его называют Адам-и-Ева, быки-и-коровы, леди-и-джентльмены, жеребцы-и-кобылы, короли-и-королевы, леди-и-джентльмены, лорды-и-леди. Экзотический вид этого цветка породил и такие завуалированные его названия, как бычий штырь, штырь священника.
Барвинок большой и Барвинок малый – под таким названием известна многолетняя трава или стелющийся кустарник. Латинское название барвинка – Vinca – происходит от слова vincio, что в переводе означает «обвивать, обвязывать». Цветки у обоих барвинков похожи, но у большого они чуть покрупней, пятилепестковые, голубовато-сиреневого цвета.
Народная легенда связывает происхождение и название барвинка с обидой этого цветка на фиалку – у обоих цветки распускались ранней весной, но люди обращали больше внимания на фиалку, чем на барвинок. Тогда богиня Флора подарила барвинку более крупные цветки и более долгую жизнь, и с тех пор растение стало именоваться первинкой (от латинского pervinco – «победить, разгромить»).
Это растение с голубыми цветками традиционно ассоциировалось со смертью и колдовством. Итальянцы называют барвинок «Fiore di morte», цветком смерти, и вплетают в венки для умерших младенцев. У французов его название еще более зловеще – «Violette des Sorciers», фиалка ведьм.
Вместе с тем, считалось, что барвинок малый обладает свойствами оберега. Полагали, что венок из него, повешенный над входом, помогает отогнать нечисть и обнаружить ведьму, кроме того, предохраняет дом от удара молнии.
В Австрии и Германии венки из барвинка использовали для гадания на замужество: в ночь на святого Матвея (24 февраля) девушки плели из него венок, который бросали в проточную воду. Если, покружившись с завязанными глазами, девушка сможет поймать венок, значит в этом году ее ждет замужество.
Белена – растение ядовитое, которое может вызвать судороги и временное помешательство. Плиний утверждал, что четыре листа белены, добавленные в питье, сделают человека сумасшедшим. Отсюда и такие название этого растения, как «сумасшедшая трава», «ядовитый табак», «свиной боб» (или «отрава»). Считалось, что белена способствует ясновидению, а сжигая ее листья на огне, можно вызывать духов.
Съесть любую часть белены, особенно корень, считалось крайне опасным, потому что, как считалось, от этого может наступить бесплодие, помешательство или глубокий транс. Этому растению приписывали и снотворные свойства. В Уэльсе бытовала примета, по которой ребенок, уснувший подле белены, уже никогда не проснется. Горячая ванна для ног из отвара белены перед сном применялась как средство от бессонницы.
Название этого растения - «вербена» - означает «алтарное растение». Цветет вербена мелкими цветочками разного цвета – от белого, жёлтого, розового, ярко- и тёмно-красного до голубого и тёмно-синего. Цветки могут быть одноцветными, а также с белым или кремовым глазком. Цветет вербена с июня по октябрь. Вероятно, по этой причине одним из названий цветка является «слеза Юноны», ведь месяц июнь посвящен этой богине.
Другие народные названия вербены: жилка Венеры, седьмая трава Венеры, кровь Меркурия, святая трава, трава Грации, голубиная трава, колдовское растение, ван-ван, железняк. Римляне считали ее священным растением богини любви Венеры, обладающим способностью возбуждать любовь. По этой причине в Германии венок из вербены часто дарили в день свадьбы невесте на счастье и для того, чтобы обеспечить ей обильное потомство.
Вереск - вечнозелёный сильно ветвящийся кустарник с мелкими трёхгранными листьями и цветочками лилово-розового цвета или белого. Растет вереск в сосновых лесах, на гарях, торфяных болотах, часто образуя большие заросли, так называемые верещатники (вересковые пустоши).
Родовое латинское название вереска обыкновенного (Calluna vulgaris) происходит от греческого слова kallyno "делать красивым, чистить", так как из вереска делали мётлы. Видовое название vulgaris дано этому растению из-за широкой распространённости вида.
Вереск (норв. Røsslyng) — национальный цветок Норвегии. В Британии белый вереск считается счастливым растением, так как на нем единственном нет крови пиктов, которых когда-то безжалостно вырезали саксы и римляне. В Шотландии добавляют, что «вереск никогда не вырастает на могилах членов клана».
Родиной герани считается Южная Африка, где и в наше время произрастает более 200 видов дикорастущих растений этого вида. В Европу герань была завезена лишь в XVII веке. Название этого цветка произошло от греческого слова geranion или geranios, которое переводится, как «журавль», так как плоды герани напоминают клюв журавля. По легенде один из журавлей отбился от стаи во время перелёта и упал в чистом поле. Из глаз умирающего журавля выкатилась слезинка, и именно из неё весной выросло прекрасное растение с цветами, похожими на лазоревое небо. В народе герань называют ещё голубиным цветом, грабельником, орлиной лапкой и придорожной иголкой. В Германии герань называют Storchschnäbel, что переводится, как «аистиный нос», в Англии и США — Cranesbill, «журавельник».
В Европе в настоящее время известно более 100 видов герани. Практически в каждом доме растет комнатная герань, которая цветет почти весь год и, по народным поверьям, защищает семью от злых сил.
В переводе с греческого гиацинт может означать "цветок дождя". Таким поэтическим названием гиацинт обязан тому, что на своей родине, в Малой Азии, распускается с первыми теплыми весенними дождями. Славятся гиацинты не только своей многоцветной красотой, но и тонким, стойким ароматом.
По легенде этот цветок вырос из крови убитого юноши Гиацинта, по имени которого и был назван. Гиацинт был спартанским царевичем и, согласно сказанию о первой гомоэротической мужской любви, был почитаем певцом Фамиридом, а также Аполлоном. Греческий миф рассказывает о любви Аполлона к прекрасному юноше, и о ревности Зефира, западного ветра. Во время метания дисков, Зефир отклонил диск, пущенный Аполлоном, в сторону Гиацинта, и юноша упал, сраженный насмерть.
Дикий бадьян (Dictamnus albus) или ясенец, ясенник, волкана - растение из семейства рутовых, растущее на Кавказе, в Сибири и Средней Азии. Примечательно тем, что содержит ядовитое эфирное масло, которое может вызвать даже ожог на коже при соприкосновении с растением. Дикий бадьян источает сильный и неприятный запах.
Это растение греки называли «diktamnon» поскольку оно было посвящено критской богине луны Диктинне («та, что с горы Дикта») . «Древние относились к бадьяну с уважением, смешанным со страхом, из-за его любопытных свойств, давших ему иное имя – «растение-газ». Бадьян в небольших количествах выделяет горючий газ, который может вспыхнуть, если зажженную спичку или какой-нибудь другой источник огня поднести к цветку у основания стебля».
Женьшень — «корень жизни», многолетнее травянистое реликтовое растение, произраставшее еще в неогене и палеогене, свыше миллиона лет назад, но к настоящему времени сохранившееся лишь в глухой горной тайге. Его мелкие, зеленоватые цветочки, источающие тонкий аромат, собраны в «зонтики». Они малозаметны, но ярко-красные плоды хорошо выделяются на фоне окружающей зелени. Женьшеню приписывали свойство не только исцелять все болезни, но даже вселять жизнь в умирающего человека.
Первое письменное упоминание о нем находится в древнейшем китайском сочинении о лекарственных средствах «Шень-нун-бэн цао», относящемся к I в. до н. э., хотя в восточной народной медицине он применяется не менее 4—5 тысячелетий. Китайцы почитали женьшень именно по той же причине, по которой европейцы почитали мандрагору – из-за причудливо извилистых корней, часто имевших форму человеческого тела. Именно корень вызывал чувство благоговения перед этим растением, и будил бесчисленные эротические фантазии.
Родина кактусов – Южная Америка. Своим названием кактус, благодаря колючкам, обязан чертополоху, один из видов которого в греческом языке обозначался как κακτος. Большинство кактусов приспособлено к длительным засушливым периодам. Среди них встречаются многометровые колоннообразные гиганты или разветвлённые «канделябры» весом в несколько тонн, растения, образующие невысокие колючие заросли, крошечные шарообразные растения — не превышающие во взрослом состоянии 1,5—2 см в диаметре.
Некоторые кактусы (Opuntia ficus-indica) использовались в религиозных ритуалах, служили продуктом питания, другие - в качестве медицинских препаратов, как строительный материал или в качестве источника красящих веществ. Цветущий кактус, изображенный на мексиканском гербе – это напалея кошениленосная. Это растение знаменито тем, что на нем в огромном количестве размножается тля-кошениль, из высушенных особей которой получают алую краску для тканей и пищевой краситель.
Для сбора божественного кактуса Пейотля, который не произрастал в их стране, уичоли совершали раз в году специальный поход в Виракуту, обставляя свое предприятие особыми ритуалами. Индейцы этого племени считают, что их предки вышли из этой пустыни и представляют ее неким раем, сакральным пространством, в сущности принадлежащим потустороннему миру. Фактически это физическое путешествие является отражением духовного проникновения в мир духов, доступ к которому уичоли получали в ритуалах вкушения пейотля.
Восприятием Виракуты как страны, находящейся в потустороннем мире, объясняется правило называть в походе вещи не своими именами, например, голову - горшком, нос - мужским членом, волосы - волокнами или корнями кактуса. Ведь в ином мире все наоборот, все перевернуто. «Вот мы все собрались в центре города, под луной, и нам совсем не удалось набрать пейота, наши корзины наполнены одними цветами», — говорят паломники, стоя посреди пустыни под палящим солнцем с корзинами, полными пейота».
Сам поход за кактусом обставляется учолями как выслеживание оленя. Представления о пейотле как о Божественном Олене, о Кайюмари – Оленьем боге, о божествах-предках (Какауйарикси), об Огне, который воплощен в кактусе и в образе первошамана, о центре творения, - все они ведут в пустыню Виракуту. Пейот назывался Старшим Братом и Духом-Хозяином Оленя, который позволял индейцам «найти свою жизнь» через видения.
В поход за священным кактусом отправляются за три сотни миль в гористые районы Сьерра-Мадре в западной Мексике. Там был сотворен мир, там некогда жили первые люди, и первый шаман когда-то возглавил откочевавших из этих мест божественных предков в походе, возвращавшем их в священный центр мира. По преданию боги-прародители «сидели, образовав круг, в храме уичолов, и каждый жаловался на свои недуги».
Кактус, пейотль, играл такую важную роль в культуре индейцев, что никакие усилия христианских миссионеров не смогли искоренить культ этого священного, по представлениям индейцев, растения. До сих пор уичоли называют себя «людьми оленя».
Пейотль применяли не только жрецы, чтобы вызвать различные видения, а потом передать увиденное народу как священное пророчество. Он широко использовался в народной медицине. В виде кашицы его применяли как наружное болеутоляющее и протвовоспалительное средство - наносили на раны, места ожогов и укусов змей, лечили им ревматические боли. При приеме внутрь пейотль стимулировал сердце и кровообращение, придавал силу и выносливость, снижал температуру тела и успокаивал кашель.
Отношение уичолей к пейотлю в корне отличается от негативного отношения западной культуры к этому растению, как к наркотику. Антрополог Питер Фурст в своей книге «Галлюциногены и культура» приводит забавный случай, иллюстрирующий точку зрения индейцев: когда один из корреспондентов в присутствии шамана уичолей назвал пейотл наркотиком, шаман кратко ответил, что «аспирина – наркотик, пейотль – священное растение».
Ирландцы называют клевер трилистником, и считают его символом своего покровителя, св. Патрика. Однако культ поклонения трилистнику существовал в Ирландии, как и на других кельтских территориях, задолго до эпохи христианства,
Трилистник считался воплощением трех матерей кельтской магии, известных под названием три Бригиты или три Морганы, триединой «матери-сердца» кельтских племен.
Английское название трилистника («shamrock») пришло из арабского языка, в котором это слово, по-видимому, означало тройственную богиню доисламского пантеона. Такое же священное значение имело тройное украшение, часто встречающееся в индуистской культуре.
Дословный перевод имени ландыша с латинского языка означает «лилия долин, цветущая в мае». Многие народы почитали это растение как символ весны. Так, древние германцы украшали себя ландышами в весенний праздник Остерн. В конце праздника увядшие цветы торжественно сжигали в жертву Остаре – богине зари, вестнице тепла. А в Англии из века в век передавалась легенда о том, что ландыши растут в лесу в том месте, где сказочный Леонард победил дракона,рвавшего героя клыками и когтями. Их чистые колокольчики вызванивают победный гимн. Чаще всего происхождение этих нежных белых цветов связывали со слезами. К примеру, в русской мифологической традиции считалось, что ландыши произошли из слез водяной царевны Волховы, полюбившей Садко,
Мифология (c) 2011 -