В «Текстах пирамид», запечатленных в гробнице Унаса, подробно рассказано, как фараон, зачатый подобно Нефертуму, богиней Сохмет, уподобляется ему через цветок лотоса, являющийся «ноздрями великого Ра», что символизировало возрождение к жизни вдыханием аромата цветка. "На многих ритуальных изображениях Ра и умершие представлены с цветком лотоса около носа". Обычно фигурирует белый или голубой лотос. Белый олицетворял чистоту, голубой – небесные сферы. Таким образом, через лотос совершалось магическое оживление мертвых
Как символ возрождения лотос был включен в культ жертвенного быка Мневиса. Считаясь предвозвестником солнца, рыжий бык Мневис символизировал обновление жизненных сил и был причастен к возвращению молодости, ибо, по поверьям египтян, старый бог умирает, чтобы возродиться молодым. Представление о возрождении жизненных сил сближает культ Мневиса с символическим осмыслением лотоса. Обряды сопровождались приношением букетов лотоса, иногда сам Мневис изображался с хвостом, "процветающим" в виде лотоса. Древние египтяне верили, что "оживление для вечной жизни происходит путем символического "прохождения" покойного через шкуру жертвенного животного, уподобленную стеблю лотоса". Благодаря этому магическому ритуалу можно было возродиться из лотоса, подобно богам.
Геральдическая эмблема Анубиса imj·wt ("тот, который находится в оболочке") также связывала лотос с магической способностью этого животного оживлять покойного. Обряд обычно сопровождался завертыванием умершего в шкуру шакала (древнеегип. inpw – "собачка"), а цветок лотоса делал его сопричастным Нефертуму, уподобленному в одном из своих проявлений солнцу. "Такие эмблемы, найденные в гробнице Тутанхамона, представляют собой монолитный алебастровый сосуд, из которого поднимается длинный ствол, увенчанный бутоном лотоса. Снизу к стволу прикреплена шкура животного с хвостом, процветшим папирусом, что указывает на причастность обоих растений к магическому ритуалу возрождения жизненных сил".
Лотос был эмблемой Верхнего Египта, папирус - Нижнего. Нехбет («розовый лотос») была богиней царской власти, центром культа которой была столица Верхнего Египта – Нехен (Иераконполь). Ее священным животным был коршун. Изображалась эта богиня в виде женщины с хохолком коршуна на голове, в белой короне Верхнего Египта. Во время праздника «Хеб-седа» - 30-летнего юбилея фараона - ее изображение устанавливали на носу царской ладьи. На хеб-седной церемонии, как уже было упомянуто, за жрецами шел фараон, держа в руках бутон лотоса.
В "Книге мертвых" лотос упоминается как символ воскресения. Известно изображение лотоса с головой Тутанхамона. На рельефах в малом храме в Абидосе изображен царь, подносящий сосуды со "свежей водой" Осирису и ставящий перед ним лотос, как символ воскресения.
Лотос фигурировал и в церемонии "отверзания уст": перед вертикально установленным забальзамированным телом умершего отца на небольшой подставке расцветал во всей своей красе лотос. В этом обряде лотос символизировал "четырех сыновей Гора"… которые, в свою очередь, символизировали четыре стороны света". Кроме всего перечисленного в Египте был обычай класть цветок лотоса на алтарь богов.
Использованные материалы:
- Н.А. Померанцева. Эстетические основы искусства Древнего Египта;
- М.Э. Матье. Избранные труды по мифологии и идеологии;
- Мифы народов мира, т. II;
- Р. Бьювэл, Э. Джилберт. Секреты пирамид.