Название этого растения - «вербена» - означает «алтарное растение». Цветет вербена мелкими цветочками разного цвета – от белого, жёлтого, розового, ярко- и тёмно-красного до голубого и тёмно-синего. Цветки могут быть одноцветными, а также с белым или кремовым глазком. Цветет вербена с июня по октябрь. Вероятно, по этой причине одним из названий цветка является «слеза Юноны», ведь месяц июнь посвящен этой богине.
Другие народные названия вербены: жилка Венеры, седьмая трава Венеры, кровь Меркурия, святая трава, трава Грации, голубиная трава, колдовское растение, ван-ван, железняк. Римляне считали ее священным растением богини любви Венеры, обладающим способностью возбуждать любовь. По этой причине в Германии венок из вербены часто дарили в день свадьбы невесте на счастье и для того, чтобы обеспечить ей обильное потомство.
В Англии и остальной Европе вербена была известна под названием «зверобой» и считалась чудодейственным средством. В древнескандинавской мифологии она была священной травой громовержца Тора, в древней Персии – солнца. Друиды почитали ее почти так же, как и омелу, и, собрав ее с соответствующими обрядами когда восходил Сириус – Звезда Пса, использовали в магических и лечебных целях.
Вербена, как и зверобой. и укроп охраняет своего хозяина от сглаза, от козней ведьм и колдунов. С другой стороны вербене наоборот приписывали помощь в ведьминских делах и называли ее «колдуньиной травой». Считалось, что вербена имеет власть над замками и запорами, за что в Венгрии ее особенно любили взломщики: Считалось, что если "сделать небольшой надрез на ладони и засунуть в него листик вербены, то эта рука потом сможет простым прикосновением отпирать любые двери и сундуки".
Корешок вербены, подвязанный на шею перед сном, отгонял дурные сны, а отвар из листьев успокаивал нервы и предотвращал бессонницу. Ожерелье из корней вербены, нанизанных на ленту белого атласа, должно было помочь от золотухи. Высушенный корень растения использовали как магическое средство для удаления опухолей. Для этого корень вербены разрезали пополам, вешали одну половинку на шею больному, а вторую – коптили на огне. Считалось, что опухоль начнет сохнуть и исчезать по мере того, как будет высыхать корень.
Использованные материалы:
- Барбара Уокер. Символы, сакралии, таинства;
- Кристина Хоул. Энциклопедия примет и суеверий.