Богиня Таурт в мифологии Древнего ЕгиптаВ Древнем Египте существовал культ нескольких богинь, олицетворявшихся самками гиппопотама. Наибольшей популярностью пользовался культ богини-гиппопотама Таурт, корни которого, по-видимому, находились в Эфиопии. «В самом Египте ее популярность, как и популярность Беса, началась в эпоху Нового царства и усилилась в течение более позднего периода в истории религии Египта...».  В Ипет-сут (Опет), современном Карнаке, существовал в течение нескольких веков, включая греко-римское время, культ ипостаси Таурт – богини Ипет. «Обе богини отождествлялись с богиней неба Нут, с Хатхор, с Исидой».  Причиной столь длительного существования культа богини-гиппопотама было то, что она почиталась родовспомогательницей, покровительствовала «женской плодовитости, а следовательно, была близка каждой семье». Однако в цикл бога Амона, владыки Фив, Таурт не входила, хотя и являлась исконной местной богиней. В эпоху Птолемеев для богини Опет (Апет) в Фивах был возведен небольшой храм. Некоторые полагали, что именно здесь «Апет родила Осириса, тогда как эту честь оспаривал храм в Омбосе».

 

Вода является природной стихией для гиппопотама, на суше это животное чувствует  себя неуютно и стремится вернуться в воду, невзирая на любые препятствия. Одна из любопытных черт поведения гиппопотамов – мирное сосуществование с крокодилами, хотя новорожденные детеныши могли бы быть лакомой пищей для этих хищников. «Остается предположить, - заключает Улла-Лена Лундберг, - что сосуществование основано на равновесии террора: крокодил глотает детеныша гиппопотама, а его взбешенная мамаша хватает в свою огромную пасть крокодила". Самка гиппопотама рожает всего одного детеныша, но забота о нем и защита его жизни создали ей славу защитницы материнства. Помимо Фив культ богини-гипопотама существовал в северо-западной Дельте, в номе Папремис, в Фаюме и Оксиринхе, где был храм богини Таурт.  Она была  милосердной богиней и  стала «госпожой талисманов». Амулеты, представляющие глиняную фигурку бегемотихи, покрытую лазурью, пользовались большим спросом, считаясь «профилактическим средством при родах».

Богиня Таурт в мифологии Древнего ЕгиптаТаурт «помогала» не только простым женщинам, она «считалась матерью и кормилицей богов, она помогала при рождении и богов, и царей».  Но ее роль не ограничивалась родовспоможением – богиня защищала и от болезней. Позднее ее стали называть «Та, что носит солнце», идентифицируя  с Нут или с Хатхор-Исидой. «В поклонении мертвым функции Таурт совпадали с функциями коровы Хатхор; она должна была быть Хранительницей Западной Горы, через которую пролегала дорога в Царство мертвых». На стенах храма царя Сети I Таурт была изображена в виде самки гиппопотама (возможно, беременной) с женской грудью и львиными лапами. Она стояла на задних лапах, а передние покоились на амулете, который олицетворял кровь Исиды. На своей спине она несла крокодила, «и от этого объединения она получила голову и хвост – или только хвост – крокодила». Ее головной убор состоит из солнечного диска и двух длинных перьев. До Нового царства «ее идентифицировали с созвездием Волопаса, как стража злобного созвездия Бедра Коровы» (созвездие Большой Медведицы), и, судя по тому, что этой богине был посвящен месяц апифи, культ Таурт некогда был очень широко распространен. О ее величии свидетельствует имя, которое она носила Ueret (позднее T-ueret), означающее  «Великая».

Таинственная обитель богини плодородия и вынашивания потомства Таурт представлена «созвездием, которое мы в наше время называем Драконом», а  часть созвездия Дракона называлась у египтян Крокодилом.  При описании звездных ритуалов в «Текстах пирамид» и во многих астрологических рисунках более позднего времени, это приполярное созвездие имело «"швартовочный столб", от которого отходила веревка или канат». На круглом зодиаке из дендерского храма Таурт стоит почти в центре, с крокодилом на спине, опираясь на этот «швартовочный столб».

Позднее Таурт была известна  как Рерт, бегемотиха, обитающая в «доме младенца». Эта богиня-гиппопотам под именем Ререт упоминается в тексте «Исида и семь скорпионов», целью прочтения которого было магическое обеспечение  защиты от укусов скорпиона: «Богиня Ререт, богиня Хат и бог Бэс защищают твои члены». Она изображалась тоже в виде самки гиппопотама, с раздутым животом (символ беременности) и отвислыми грудями с длинными сосками, т. е.  тоже была связана с материнством и судьбой детей. Любопытно, что имя ее означает «свинья», и она являлась для египтян персонализацией прожорливости и обжорства. Ререт, как и Таурт, часто изображалась с крокодилом, распластавшимся на ее спине от головы до хвоста, но в отличие от Опет, у нее не было собственного храма.

Богиня Таурт в мифологии Древнего ЕгиптаСамкам гиппопотама древние египтяне благоволили, но к самцам, как к животным Сета, было резко отрицательное отношение. Плутарх сообщает: "В Гермополе показывают изображение Тифона в виде гиппопотама, на котором верхом сидит сокол, сражающийся со змеей. В образе гиппопотама представляют Тифона, а в образе сокола – могущество и власть, которых Тифон добивается насилием, часто напрасно, сотрясаясь от злобы и сотрясая все вокруг. Поэтому, принося праздничные жертвы в седьмой день месяца Туби, который называют днем исхода Исиды из Финикии, египтяне налепляют на хлебцы изображение связанного гиппопотама".  Описывая преддверие храма Нейт, Плутарх перечисляет высеченные изображения - «ребенок, старик, затем сокол, потом рыба, позади всех – гиппопотам», связывая его образ с бесстыдством, «ибо про него рассказывают, будто он, убив  отца, насильственно сочетается с матерью". На рельефах и росписях гробниц Древнего царства часто изображаются сцены охоты на гиппопотамов. «Ритуал охоты с гарпунами на гиппопотамов известен еще со времени I династии, когда фараон уподоблялся Хору, одержавшему победу над Сетом».

Известно, что в Древнем Египте проводили празднование хеб-седа, во время которого царь совершал обряд, который должен был магическим образом восстановить и обновить его силы, что являлось гарантией плодородия в природе и достатка в стране. «Во время празднования хеб-седов, по-видимому, был обряд, при котором царь поражал гиппопотама (или его изображение)…  олицетворявшего собою, очевидно, божество смерти, в полном соответствии с тем, что в египетских мифах и ритуалах гиппопотамы и крокодилы постоянно являются олицетворением смерти, преисподней и, соответственно, противниками солнечных божеств, носителей жизни".  

В загробном суде Осириса фигурирует "страшное чудовище – полульвица, полугиппопотам с головой крокодила, сидящая перед Осирисом на высоком табурете и носящая имя Амамат, что означает "Пожирательница". У нее не было собственного культа, ей никогда не поклонялись, потому что она  была олицетворением того, чего страшились египтяне – «второй смерти», которая наступала в том случае, если  чудовище в наказание за совершенные грехи пожирало сердце умершего, перевесившего своей тяжестью перо Маат на чашах весов загробного суда.

Использованные материалы:

  1. Улла-Лена Лундберг. Острова в сердце Африки;
  2. Макс Мюллер. Египетская мифология;
  3. А. Видеман. Религия древних египтян;
  4. М.А. Коростовцев. Религия Древнего Египта;
  5. У. Бадж. Легенды о египетских богах;
  6. Плуиарх. «Об Исиде и Осирисе»;
  7. М.Э. Матье. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта.