Древнейшей богиней Египта выступает нижнеегипетская богиня Нейт, ливийка по своему происхождению. Ее культ процветал в Ливии, существовал на западе Дельты в Фаюме еще в Додинастическую эпоху и дошел до Верхнего Египта, где богиня почиталась в городе Эсне, обзаведясь стараниями теологов супругом в лице бога Хнума. Первоначально Нейт почиталась творцом мира и именовалась «отец отцов и мать матерей». Ее изображали в виде женщины, обычно с желтой или светло-зеленой кожей, голова которой была увенчана красной короной Нижнего Египта. Она почиталась также и как богиня неба, родившая Солнце, и в этой ее ипостаси богиню изображали коровой.
Две перекрещенные стрелы были обозначавшим Нейт иероглифом, поэтому она изображалась несущей лук со стрелами и щит. Считалось, что этим оружием богиня отгоняла злых духов от спящих. Позднее «этот знак был неправильно понят как челнок ткача, так что ее связывали с искусством пряжи и вязания магических узлов, как «великую колдунью», подобно Исиде». Вероятно, этому способствовало то, что в Саисе было развито ткачество. Ее священной птицей был гриф. Иероглиф, изображающий слово «мать», представлял собой изображение грифа. В г. Саисе – центре культа Нейт, на ее храме была высечена надпись: «Я есть все, что было, что есть и что будет. Никто из смертных еще не смог приподнять вуаль, скрывающую мое лицо». При храме находилась медицинская школа, называвшаяся Дом Жизни. Нейт почиталась как покровительница врачевания, охоты, оружейного производства и военных действий, ткачества. Считалась покровительницей женщин и брака.
Культ этой богини пережил два периода расцвета: в начале и конце династической эпохи (I и XXVI династии). Две царицы Первой Династии носили ее имя, а фараоны XXVI династии были выходцами из Саиса, что объясняет причину расцвета культа Нейт в этот период. Одним из ее эпитетов был «Открывательница путей» (на запад). Она была связана с заупокойным культом и считалась главой «дома бальзамирования». Вместе с Исидой, Нефтидой и Серкет Нейт изображалась на саркофагах. Бинты и соляные растворы для мумифицирования считались даром богини Нейт как покровительницы ткачества, и благодаря этим бинтам умерший мог рассчитывать на ее божественную защиту. В Новом царстве она стала отождествляться с Хатхор. В ее честь справлялись мистерии, доступные только посвященным. Поскольку Нейт приписывался воинственный характер, и она считалась поражающей враждебные силы, угрожающие Египту, греки отождествили эту богиню с Афиной.
Геродот оставил описание праздника в честь Нейт, проводимого в Саисе: «...все в ночь [после жертвоприношения] возжигают множество светильников и ставят их вокруг домов. ...Светильники горят целую ночь, и праздник этот называется праздником возжигания светильников. Даже те египтяне, кто не участвует в саисском торжестве, соблюдают этот праздник: все возжигают в ночь после жертвоприношения светильники, так что возжигание их происходит не только в Саисе, но и по всему Египту».
Как богиня воды и моря Нейт считалась матерью бога-крокодила Себека (греч. Souxos), которого согласно легенде она рожала во время разлива Нила. Ее часто изображали кормящей грудью двух крокодильчиков. Себек, Сухос почитался в Фаюме и Сумену, находившемся южнее Фив, как бог воды и разлива Нила, бог плодородия. Изображался в виде человека, крокодила или человека с головой крокодила. В Шедите, главном городе оазиса Фаюм, Себек считался главным богом, в оазисе его почитали как демиурга. К этому богу обращались с молитвами об излечении, просили помощи в трудных ситуациях. Считалось, что Себек заботится об участи умершего в потустороннем мире. От его имени было образовано имя женского рода – Себекет, богини, сопутствующей Себеку, которая появляется в демотических текстах из Фаюма. Она называется «Владычица» или «госпожа» с эпитетом «великая». Себекет изображалась в виде женщины или женщины с головой льва.
В подземных помещениях храмового комплекса, построенного в 2300 г. до н. э. рядом с озером Биркет-Карун и известного под названием Лабиринт, располагались гробницы для фараонов и священных крокодилов. «Над входом в египетский лабиринт были начертаны такие слова: "безумие или смерть - вот что находит здесь слабый или порочный, одни лишь сильные и добрые находят здесь жизнь и бессмертие». Здание представляло собой столь сложное переплетение коридоров и помещений, что войти и выйти из него могли только знающие его планировку. «Перед большими праздниками в лабиринте проводили мистерии и приносили ритуальные жертвы, в том числе человеческие. Так древние египтяне выказывали свое уважение богу Себеку - огромному крокодилу. В древних манускриптах сохранились сведения о том, что в лабиринте действительно обитали крокодилы, достигавшие 30 метров в длину».
Крокодилы в Египте почитались столь священными, что даже утащенного крокодилом человека погребали со всяческими почестями. Вот как описывает это Геродот: "Если какого-нибудь египтянина или (что все равно) чужеземца утащит крокодил или он утонет в реке, то жители того города, где труп прибило к берегу, непременно обязаны набальзамировать его, обрядить как можно богаче и предать погребению в священной гробнице. Тела его не дозволено касаться ни родным, ни друзьям. Жрецы бога [реки] Нила сами своими руками погребают покойника как некое высшее, чем человек существо".
Около храма Себека в Ком Омбо был расположен некрополь, в котором за многие века были захоронены мумии тысяч крокодилов длиной от 2 до 9 м. В древние времена на месте некрополя в топях жили крокодилы, являющиеся символами бога Нила Себека. Легенда гласила, что Себека спас крокодил, когда дикие собаки загнали его в глубину реки. Во многих египетских храмах почиталась священная пара крокодилов; там устраивали специальные бассейны и инкубаторы, в которых хранились яйца с крокодилятами. Подросшие особи принимали участие в различных храмовых ритуалах, а позже подвергались мумификации. Город Шедитет, где особо было развито почитание крокодилов, долгое время даже назывался Крокодилополем. Гимн восхваляет Себека такими словами: "Хвала тебе, который возвысил себя из первоначального ила…".
Плутарх в своем трактате «Исида и Осирис» пишет, что крокодила «называют подобием бога потому, что только у него одного нет языка, а божественное слово не нуждается в звуке». Кроме того, образ жизни крокодила тесно связан с Нилом, ибо «где самка крокодила откладывает яйца, там она отмечает предел разлива Нила. ...Они кладут шестьдесят яиц, столько же дней высиживают их, и столько же лет живут самые долголетние крокодилы, а это число – первое для тех, кто занимается небесными светилами». Период в 60 лет в древности иногда назывался Великим годом; примерно через 60 лет почти в одной и той же области Зодиака повторяются Великие соединения Юпитера и Сатурна.
Использованные материалы:
- Макс Мюллер. Египетская мифология;
- Мифы народов мира, т. II;
- Геродот. История, книга II;
- Герман Керн Лабиринты мира;
- Матюхина Ю.А. Мировые культы и ритуалы. Могущество и сила древних;
- М.А. Коростовцев. Религия Древнего Египта.