Египетские боги и богиниБоги и богини со звериными головами, огромное количество обожествляемых животных, птиц,  рептилий, отдельных деревьев и предметов, пирамиды среди раскаленных песков, - таким предстает перед нашим современником Египет, поражающий древностью своей культуры. Люди жили в Египте, в долине Нила, уже в эпоху палеолита. В то древнейшее время господствующей была вера в бесчисленных духов земли и неба, скитающихся или постоянно находящихся на одном месте. Эти духи могли «обретать земное существование в телах людей, животных или растений или любого предмета, подходящего по размеру или форме». Существованием подобных представлений можно объяснить «огромный и запутанный пантеон» древних египтян.

«Первобытный бог был неотъемлемым атрибутом  семьи», но у главного города нома тоже был свой божественный покровитель и охранитель, и каждый египтянин чтил не только семейного бога, но и городского, и общегосударственного, живым образом которого на земле являлся фараон. Многие из этих семейных и деревенских  божеств-покровителей так и не превратились в настоящих богов и  не обрели постоянного культа, однако существенного «различия между маленьким деревенским божеством, чьим святилищем была хижина из соломы, и «великим богом», имевшим величественный храм», не существовало. Дух или божество, защитник и охранитель первоначально только одной семьи и ее собственности, постепенно с ростом деревни или ее политического успеха, мог продвинуться до положения «великого бога», правившего сначала городом, потом целой провинцией, подчинявшейся этому городу, и, наконец, мог «достичь» уровня, при котором становился объектом почитания всего Египта. Однако при всем развитии религиозных представлений «изначальная идея городского бога», отражавшая «полупримитивные представления о Боге», постоянно присутствовала в египетской религии.  Ознакомление с древними местными богами выявляет, что большая их часть ведет свое происхождение от местных духов,  и столицы номов первоначально являлись местом обитания «особого великого божества или группы богов, которые были хозяевами и защитниками этого округа».

 Древние рисунки  хижин или лодок сопровождаются символами, среди которых «мы узнаем сокола, слона, солнечный диск, стрелы, скрещенные на шкуре животного, очертания дерева и горы. Многие из этих символов сохранились до самого конца египетской цивилизации, став именами номов или провинций», другие, такие как «солнечный диск, человеческое лицо, скорпион, слон и некоторые растения... не были унаследованы номами».  В древности эти символы служили для «обозначения и идентификации племен», и были необходимы для определения принадлежности отдельных семей к одной и той же этнической группе. В Египте 5-го тысячелетия эти символы-тотемы являлись отражением «обычного африканского язычества». Однако приблизительно в 4000 г. до н. э. в Египте началась новая эпоха,  первым признаком которой было разделение территории на участки – номы, и объединение отдельных семей в общину в границах каждого нома.

Египетские боги и богини. Рисунок на папирусе.Египетское слово spat, обозначающее ном, имеет корень sp  - «делить, разделять» и знак нома представляет собой «прямоугольный участок земли, разделенный на квадраты линиями, пересекающимися под прямыми углами». Группа построек  на его территории образовывала населенный пункт, который со временем, обрастая всевозможными хозяйственными постройками, рыночной площадью, административными зданиями и храмом божества – покровителя нома, превращался в город.  Из надписей, относящихся уже к Мемфисской династии, мы узнаем о том, что сельское хозяйство страны было организовано по округам, и «боги на большинстве древних памятников именовались «Владыками городов».  Около 3000 г. до н. э. уже существовало двадцать два нома в Верхнем Египте и двадцать в Дельте. В текстах каждый ном обозначался своим символом – «животным, деревом или другим предметом – на шесте». По именам этих покровителей именовались и сами номы. «Главный город нома именовался Домом (per), Обителью (het), Городом (nut), Храмом (zebat), Святилищем  (sachem), Столпом (iun) или Скипетром (uast. bu) такого-то божества». Поскольку обширное царское хозяйство («дом царя») состояло  из огромных поместий, разбросанных по всей долине Нила, а имя царя было священным и его запрещалось произносить, царя именовали «пер-о» («великий дом») – фараоном.

Многие символы отражали  кочевое прошлое племен, перешедших к оседлому образу жизни. Так, в Верхнем Египте символом II нома являлся сокол, символом VII – систр с коровьей головой, символом IX – «удар молнии». Фисташковое дерево являлось символом XIII нома, а пальма – III. В Нижнем Египте символом 3-его нома был сокол, а две скрещенные на шкуре животного стрелы были  символом 4-го, 5-го и 6-го номов. Большая часть символов и божеств-покровителей вела свое происхождение из глубокой древности, но в Тинитский период к ним добавились новые символы: «борзая (?) Сета, пес (или волк), ибис, сокол Запада, слиток (?), именуемый эмблемой Востока, и кусок мяса. Эти символы стали эпонимами XI и XVII номов Верхнего Египта, а также 2-го, 3-го, 15-го и 20-го номов Нижнего Египта».  Древний дух-покровитель, ведущий свое происхождение от тотема клана, став богом города, приобрел черты антропоморфного облика. Возникли гибридные фигуры: шакал с человеческим туловищем, змея – человеческой головой, антропоморфная богиня с львиной головой и т. д. Сокол, Ибис, Волк, Львица и др. перестали восприниматься как прародители, тотемы, их образы приобрели новый смысл, превратились в «живое воплощение на земле того или иного бога».

В некоторых случаях не наблюдается видимой связи между символом нома и его богом-покровителем. Так, в Верхнем Египте V ном, символ которого Два Сокола, принадлежит антропоморфному богу Мину, чей фетиш – «Удар молнии», VI ном Крокодила принадлежит богине Хатор в образе коровы, XV – Заячий ном  принадлежит ибису Тоту, а покровителями XIII и XIV номов – Фисташкового дерева – являются волк Упуат и корова Хатор. Такую же картину противоречия между символом нома и его божеством-покровителем можно наблюдать и в перечне номов   Нижнего Египта. Иногда изобразительный знак символа свидетельствует о соперничестве «между первыми обитателями и богами-узурпаторами, принесенными новыми поселенцами». Так, символ IV нома в Верхнем Египте – Крокодил «в исторический период изображался с воткнутым в глаз ножом – то есть убитым или покалеченным после битвы». В некоторых случаях местные божества  продолжали сохранять свое значение благодаря близости с более могущественным богом, - превратившись в его супругу или ребенка.  Некоторые боги даже не имели собственных имен и их называли по месту поклонения. «Так, имя богини в образе кошки Убастет означает только «Та, что из города Бубастис», а бог Хентиментиу («Первый из жителей Запада», то есть умерших) «похоже, получил свое имя просто из местоположения его святилища неподалеку от некрополя на западе от Тиниса».

 

 

Использованные материалы:

  1. А. Морэ. Нил в египетской цивилизации;
  2. Макс Мюллер. Египетская мифология.