Главной персонификацией ночного неба была богиня, «так как слово «pet» («небо») женского рода» и имя этой богини было Нут. Она была супругой бога земли Геба и матерью Осириса. Представления о небе занимали самое широкое место в доисторических религиозных воззрениях египтян, которые изображали его в виде коровы или женщины, представляли океаном, крышей, коршуном или кроной дерева со свисающими ветвями. Такое «сочетание различных представлений о небе считалось правомерным уже в самом начале египетской истории». В «Текстах пирамид» встречаются утверждения, что «Звезда плывет по океану под телом Нут» (Pyr. 802) или что умерший фараон - «сын великой дикой коровы. Она беременеет им и рождает его, и его помещают под ее крылом». (Pyr. 1370) На саркофагах Нут изображалась крылатой женщиной, грудь, руки и крылья которой, распростертые над умершим, были украшены звездами. Около 2900 г. до н. э. возникло упрощенное представление неба как крыльев коршуна, которые поддерживают два столпа. Из содержания надписей в гробнице фараона VIII династии Неферкара следует, что воскресший фараон в первую очередь встречается со своей небесной матерью Нут: «Нут схватывает руку Неферкара, Нут творит путь для Неферкара» (Pyr. 624) Представление "о небесной корове защищающей своего сына, умершего царя, своими «крыльями» стало излюбленным в египетской иконографии. Сначала небесная Нут, а затем любая другая богиня-мать в образе женщины стали изображаться защищающими свое дитя крыльями".
В образе женщины богиню часто представляли с телом темного цвета, покрытым звездами, склонившейся над богом-землей. Один из ее эпитетов был "огромная масса звезд". На изображениях в царских гробницах Шу поднимает тело богини неба над землей, так, что только кончики пальцев ее ног и рук касаются земли. Тексты пирамид хранят строки, прославляющие богиню, «некогда почитавшуюся величайшей матерью и самого солнца и всей вселенной: «Могуче сердце твое... О Великая, ставшая небом... Земля вся лежит перед тобою – ты охватила ее, Окружила ты и землю, и все вещи своими руками». Текст говорит о звездах: «Постоянно плавают эти звезды до пределов неба снаружи ее ночью; воссиявают они и становятся видимыми. Постоянно плавают они внутри нее днем; не воссиявают и остаются невидимыми. …Они входят в уста ее в месте головы ее на западе, и она поглощает их. И вот бранился Геб с Нут, ибо он разгневался на нее из-за поедания ею своих детей. Наречено имя ей «Свинья, пожирающая своих поросят» из-за того, что поглощает она их. И вот отец ее Шу, возвысил ее и поднял к своей голове и сказал: «Берегись Геба, пусть он не бранится с нею из-за того, что она поглощает порождения свои. Она будет их рождать, они будут жить и будут выходить из зада ее на востоке ежедневно».
Священным деревом Нут была сикомора, и «мать звезд» объединялась «со звездным древом небес, в котором она пряталась или ветви которого образовывались ее членами». С этой Небесной Сикоморой был связан Осирис. В обряде выноса статуи Осириса во время ритуального праздника пахоты и сева, изображение бога возлагали на ветви сикоморы, уподобляя пребыванию его во чреве матери. Этот ритуал назывался празднеством в честь священной ветви, и в нем «сикомора была представлена в образе Нут и названа матерью Осириса, которая была призвана омолодить его душу в ветвях священного дерева». В «Книге Мертвых» душа умершего обращается с такими словами к сикоморе: "Привет тебе, о сикоморовое дерево богини Нут! Одари меня водой и воздухом, пребывающими в тебе». В композициях со священной сикоморой Нут, как и Хатхор, возливает струи воды на покойного, жаждущего живительной влаги, и приносит ему священные плоды. «Так в образе сикоморы устанавливается цепь архетипов: дерево – женщина – вода – небо».
Древние египтяне представляли Солнце золотым теленком, которого рождала огромная корова с рассыпанными по всему ее телу звездами. Так, Тексты пирамид говорят о «Ра, золотом теленке, рожденном небом» (Pyr. 1029) Вероятно, некогда это был один из основных мифов о происхождении солнца, а позже он продолжал сохраняться в переработанном виде, иногда сплетаясь с другими сказаниями: «на многих ритуальных сосудах видны две небесные коровы, стоящие по сторонам лотоса, на котором сидит новорожденное солнце». В одном тексте можно прочесть, как появившийся на свет солнечный младенец «сел на спину небесной коровы Мехет-Ур и поплыл по горизонту». Небесная корова служила опорой не только солнечному младенцу, но и состарившемуся богу солнца. В легенде об истреблении человечества Ра признается богам в своей немощи: «Своей жизнью, своей душой я стал очень слаб». Тогда по приказанию Нуна Нут сделалась коровой, а Ра устроился на ее спине. Корова начала подниматься и скоро задрожала, испугавшись высоты. Тогда бог Ра велел Шу подставить себя под Нут и установить четыре столпа, поддерживающие небо. В этом месте в легенду включен текст под названием «Глава о Корове», которую следовало произносить над фигурой коровы. В ней давались указания каким должно было быть изображение. Иероглифы между рогами и перед грудью коровы означали «миллионы» или «божества хех», на брюхе коровы должны были быть нарисованы 9 звезд. У ее двух бедер и перед ее двумя передними ногами должен был стоять Сет, а под брюхом пред задними ногами находиться Шу, нарисованный зеленым цветом. "И вымя коровы должно быть размещено между ее ногами, ближе к левому боку. И на обеих боках, ближе к середине ног, должны быть начертаны [слова]: "Внешние небеса" и "Я – то, что во мне…". Изображение нарисованной красной краской огромной коровы была обнаружено в гробнице Сети I.
Представление о корове-небе восходит к доисторическим временам. Согласно нему, «небо является водой реки или продолжением океана. Так что тело коровы могут покрывать линии, изображающие воду, и в этой форме божество иногда называют Мехет-Урт или «Великим Потоком». Солнечное божество садится на спину коровы или между рогами в день создания и начинает плавание по небесным водам, ежедневно повторяя этот процесс. Две ладьи солнца отражают концепцию о небе, как водах, по которым солнце плывет в утренней и вечерней ладье. «Представление о том, что Нут несла с собой ладьи богов, когда ее подняли, и что они стали звездами, засвидетельствовано очень рано (Pyr.785)». Это неудивительно, потому что ладьи в долине Нила были естественным и удобным видом транспорта, а во время разлива – единственно возможным. С самого начала корова-небо мыслилась связанной с «быком неба». В египетской концепции это был бык солнца, проглатывая которого вечером, корова-небо беременела им и рождала на рассвете солнечного теленка.
Мужем Нут был Геб, бог земли, «которого часто рисуют мужчиной, отдыхающим на спине или на боку, и с растениями, произрастающими из его тела. Гусь, который иногда украшает его голову, когда Геба рисуют стоящим прямо, является просто иероглифом, который образует аббревиатуру его имени. Этот бог изображался также со змеиной головой. «Вполне возможно, что Геб был первоначально только местным божеством... без космических функций, так как более ранние традиции знали еще одного бога земли, которого называют Акер или Акеру. ...Позднее теологи сумели примирить существование изобильного Акера с его преемником Гебом, заставив более древнего бога представлять нижние области земли и рисуя его черным». Хотя в исторический период бога Геба описывали как отца всех богов, в период Нового царства он не имел собственных храмов. Не имела мест своего культа его жена Нут. Ссора Геба с Нут, которую он обвинял в поедании звезд, собственных «поросят», стала причиной их разъединения, осуществленного богом Шу.
Плутарх излагает историю Геба и Нут в своем труде «Об Исиде и Осирисе, отождествляя Ра с греческим Гелиосом, Нут с Реей, Геба с Кроном, а Тота с Гермесом: «...когда Гелиос узнал о том, что Рея тайно сочеталась с Кроном, он изрек ей проклятие, гласящее, что она не родит ни в какой месяц и ни в какой год. Но Гермес, влюбленный в богиню, сошелся с нею, а потом, играя с луной в шашки, отыграл семнадцатую часть каждого из ее циклов, сложил из них пять дней и приставил их к тремстам шестидесяти; и до сих пор египтяне называют их «вставленными» и «днями рождений богов». Этими пятью родившимися богами были Гор, Сет, Осирис, Исида и Нефтида, и пять дополнительных дней, которые ежегодно прибавлялись в египетском календаре к 12 месяцам по 30 дней, носили их имена.
Использованные материалы:
- Макс Мюллер. Египетская мифология;
- Р. Антес. Мифология в Древнем Египте //Мифологии древнего мира;
- Н.А. Померанцева. Эстетические основы искусства Древнего Египта;
- У. Бадж. Легенды о египетских богах;
- Плутарх. Об Исиде и Осирисе, §12.
Похожие статьи