Знание о начале и предполагаемой полноте разлива Нила было жизненно необходимо древним египтянам. Разлив был залогом жизни, но вместе с тем он представлял определенную угрозу как для людей, так и для животных. «Если во время разлива уровень воды в Ниле не достигал шестнадцати локтей, это было такой же катастрофой, как и превышение отметки в 18 локтей». Уровень в 16 локтей был самым желаемым, и именно эта величина определила скульптурную композицию статуи Нила, хранящуюся в Музее Ватикана в Риме: бог, держащий колосья и рог изобилия, окружен шестнадцатью детьми ростом с локоть.
В разных районах Египта была неодинаковая потребность в уровне разлива. К примеру, в районе Элефантины требовалось не менее 28 локтей, а в Мемфисе – 16. Локоть был мерой, составляющей примерно 51-52 см. «Заботы, которые приходят с разливом Нила, - писал Диодор, - побудили царей создать в Мемфисе нилометр, посредством которого можно точно измерить уровень воды». Такой же нилометр находился и на Элефантине. Уровни разлива, засвидетельствованные на Палермском камне, показывают, что нилометры использовались уже в эпоху древнейшей Тинитской династии. т. е. египтяне издревле «предпринимали попытки при помощи расчетов определить, получат ли они необходимое их полям количество воды».
Превышение уровня имело разрушительные последствия. Так, в царствование фараона XXIII династии Осоркона III «вся долина была подобна морю; храмы были затоплены; люди были похожи на водоплавающих птиц или пловцов в потоке». С течением тысячелетий вдоль берегов Нила образовывались своеобразные валы из наносов. На эти «высокие земли» нильская вода не могла попасть естественным путем: приходилось прорывать каналы, разбивать землю на четырехугольники и огораживать ее плотинами для удержания воды на участке. Поэтому правитель области – номарх – с незапамятных времен носил почетный титул “начальника канала”». Самой главной задачей было распределение воды по участкам, а для этого требовалось рытье каналов, контроль за их очисткой и за правилами орошения, оповещение о сроках начала разлива и его масштабе. Жители всех номов должны были подчиняться взаимной дисциплине для того, чтобы иметь возможность собрать урожай и избежать голода. А осуществление общего контроля должен был осуществлять первоначально царь нескольких объединенных областей-номов, а впоследствии, с объединением земель Верхнего и Нижнего Египта, – фараон, на которого и ложилась вся ответственность за благосостояние страны.
Однако, кроме проведения ирригационных работ не менее важной задачей было знание о начале и конце разлива. Возможно, для выполнения этой задачи, египетские жрецы уже с глубокой древности стали искать ответ в звездных знаках. Ими была установлена связь между гелиакальным восходом Сириуса и началом разлива и определен период в 1461 год, через который вновь совпадали восход Сириуса, Солнца и начало календарного года. С помощью астрономических данных ученым удалось установить, что впервые такое совпадение должно было иметь место в 4241 году до н. э., а это означает, что изобретение календаря произошло за тысячи лет до I династии!. Греческие и римские астрономы назвали этот цикл «сотическим», по имени Исиды-Сотис, которой египтяне посвятили звезду Сириус. На стенах храма Хатхор в Дендере были начертаны следующие иероглифические надписи: «Божественная Сотис вызывает Нил к началу года», «Сотис Великая блистает на небе, и Нил выходит из берегов своих», «Божественная Сотис производит разлив Нила в его верховьях». Лишь в XXXI в. первое появление Сириуса в лучах восходящего Солнца будет вновь означать наступление разлива Нила. Слеза богини, оплакивающей гибель возлюбленного супруга, упадет в Нил и вызовет разлив. «Потомки древних египтян – копты и эфиопы – продолжают торжественно отмечать в ночь на 17 июня "праздник слезы"».
Циклическое прибывание и убывание речных вод послужило основанием для разделения календарного года на три сезона по четыре месяца в каждом: «сезон половодья» - ахет, «сезон всходов» - перет и «сезон сухости» - шему. Подъем воды, начинавшийся около времени летнего солнцестояния, продолжался до середины сентября, после чего вода начинала убывать, и к середине ноября река входила в свои берега. Влажную, удобренную плодородным илом землю, засеивали, а в апреле-мае производили жатву урожая. После жатвы наступал период покоя земли: она отдыхала в ожидании следующего разлива. «Девять «сухих» месяцев в древней символике соответствовали девяти месяцам беременности, после чего происходило рождение новой жизни, нового Египта».
Год, когда месяцы и сезоны шли своим чередом, египтяне называли «совершенным годом» ("ренпет неферт"). Сам новогодний праздник, провозглашавшийся при появлении звезды Сотис, назывался Упет ренепет. В честь Нила повсеместно устраивались веселые праздники. На юбилейных праздниках «хеб-сед» Нил и Сехет обычно возглавляют процессии божеств благоденствия. Сехет является «женским божеством земли, оплодотворенной Нилом». Интересная подробность культа Нила известна нам из труда Евсевия Кесарийского: у обитателей Египта и, в частности, в Александрии, в обычае было «для служения своей реке назначать мужеложцев», по поводу чего было разослано повеление христианам Египта «истребить весь род подобных людей, как скверну...».
Использованные материалы:
А. Морэ. Нил и египетская цивилизация;
М. Пеотровский, А. Белов. Страна большого Хапи;
Н.В. Мамуна. Зодиак мистерий;
М.Э.Матье. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта;
Евсевий Кесарийский (Памфил) Жизнь блаженного василевса Константина. Книга 4. Глава 25 О запрещении жертв, посвящений, гладиаторских единоборств и прежних бесстыдных празднеств в честь реки Нил http://www.egyptology.ru/antiq/eusebius-bion.htm