Богу Амону принадлежали несколько оракулов, один из которых находился в пустыне, в оазисе Сива. Со всего Средиземноморья съезжались сюда люди, чтобы вопросить оракул о своей судьбе. Греки передавали имя бога Амона с двумя «н» - "Аммон". Некоторые термины в современных языках происходят от этого имени, например, название вымерших головоногих аммонитов, напоминающих бараньи рога спиралевидной формой своих раковин. Аммиак тоже получил свое название от латинского sal ammoniacus («соль Аммона»), так как неподалеку от храма Аммона в ливийском оазисе Сива можно было добыть хлорид аммония.
Берберологи и египтологи придерживаются прямо противоположных мнений о происхождении бараноголового Аммона. «Первые считают, что он ливийского происхождения, а вторые увязывают его с египетской мифологией, вместе с которой он якобы и проник в Ливию. Тем не менее доказано, что его культ был введен в Карфагене древними ливийцами, составлявшими, впрочем, большинство жителей столицы пунического государства». В различных ливийских племенах и в позднее время был широко распространен культ Аммона.
Храм Аммона был расположен у источника, в роще финиковых пальм. Оракул давал ответы только знаками. Александр Великий посетил его и был признан оракулом за сына Зевса-Аммона (Curt. 4, 29, 5 слл. Arr. 3, 4). По легенде свое имя храм получил от пастуха, воздвигнувшего его в Ливии. Гигин приводит миф о том, что во время поисков Либера (Диониса) воды, из песка вышел баран, идя за которым Либер нашел воду. В благодарность он попросил Юпитера, чтобы тот включил барана в число созвездий. «До сих пор, еще и сегодня, он называется равноденственным Овном". В том месте, где нашлась вода, Либер построил храм Юпитера Аммона. «Изваяние-оракул в оазисе Юпитера Амона представляло собой камень, который по форме якобы напоминал пупок. Во время праздников этот камень, богато украшенный драгоценными камнями, несли в торжественной процессии». Однако египтяне считали воплощением своего бога Амона барана, а камень, как символ бога, «был, по всей вероятности, привнесен сюда из одного из финикийских поселений на северном побережье Африки».
Аполлодор приводит историю с обращением к оракулу Аммона царя Кефея, на землю которого наслали наводнение и чудовище Посейдон и нереиды, разгневанные хвастовством жены царя Кассиопеи своей красотой. Отчаявшемуся Кефею "бог Аммон вещал, что избавление от бедствия наступит тогда, когда дочь Кассиопеи Андромеда будет отдана на съедение чудовищу". Из греческого мифа нам известно, что Кефей выполнил указание оракула, но его дочь Андромеда была спасена от неминуемой гибели героем Персеем. Возможно, и другие оракулы божества предлагали столь же радикальные решения в древнейшие времена. Во всяком случае еще одно свидетельство говорит в пользу того, что с культом этого божества, возможно, были связаны человеческие жертвоприношения. Известно, каким тяжелым бедствием для Египта была засуха. Греческий миф повествует о том, что в период одной из затяжных - девятилетней - засухи критский прорицатель Фрасий, к которому обратился царь Бусирис, предсказал, что для прекращения засухи нужно ежегодно приносить в жертву на алтаре Амона одного иностранца. Бусирис немедленно выполнил предсказание, и первой человеческой кровью, обагрившей алтарь бога, стала кровь самого Фрасия. После того, как Геракл перебил всю свиту Бусириса и его самого с сыном, "египтянам не оставалось ничего иного, как обожествить Геракла и придумать ему приличную родословную: он стал считаться сыном Амона и Мут, братом бога воздуха Шу и богини Тефнут. Сам же он под именем Хонсу исполнял отныне очень важные обязанности бога Луны, покровителя медицины и избавителя от всяких бед и напастей.
В Греции ливийский оракул Аммона пользовался почитанием и популярностью. В Олимпии в Пританее делались «возлияния не только эллинским богам, но и богу ливийскому, и Гере Аммонии, и Параммону; Параммон – это прозвище Гермеса. По-видимому, элейцы издревле обращались к оракулу в Ливии, и в храме Аммона есть жертвенники, посвященные элейцам. На них написано, о чем спрашивали бога элейцы, и ответы бога, и имена тех людей, которые приходили к Аммону из Элиды". В Аркадии, в южной части г. Мегалополя "возле дома, построенного для Александра, сына Филиппа стоит статуя Аммона, сделанная наподобие четырехугольных гермов, с рогами брана на голове". В Фивах беотийских был храм Аммона. Пиндар пожертвовал в этот храм статую Аммона и "послал также гимн в честь Аммона жителям Аммонии в Ливии… жертвенник в честь Аммона воздвиг Птолемей, сын Лага".
Геродот, писавший о культе бога Аммона, упоминал, что египтяне, живущие в Фиванской области не употребляли в пищу баранины, и приводил легенду, объясняющую появление у бога бараньей головы желанием Геракла «однажды непременно увидеть Зевса». В ответ на настойчивость Геракла «Зевс придумал хитрость: он ободрал барана и отрезал ему голову, затем надел на себя руно и, держа голову перед собой, показался Гераклу. Поэтому-то египтяне и изображают Зевса с ликом барана... ведь в Египте Зевса называют Аммоном». По этой причине фивяне считали баранов священными и не приносили их в жертву. Только в один «единственный день в году на празднике Зевса они закалывают одного барана и, сняв руно, надевают его на статую Зевса, как это сделал некогда сам бог. Затем они приносят к ней другую статую Геракла. После этого все жители храмовой округи оплакивают барана и потом погребают в священной гробнице".
Известны и другие боги с головами баранов. В Гераклеополе почитался Хер-шеф («С лицом барана»), изображавшийся человеком с головой барана. Он считался владыкой канала, соединяющего Нил и Файюмское озеро, он орошал землю и хранил истоки вод. Во время правления IX-X династий почитался как бог-творец: «когда он восходит, освещается вся земля, его правый глаз – солнце, левый – луна, его душа – свет, из его носа исходит дыхание, которое дает жизнь всей земле».
На острове Сехель (Сетит) около первого нильского порога почитался баран Банебдедет. В "Сказании о споре Гора с Сетом", Атум требует вопросить мнение "Банебдедета, бога великого, живущего в Сетит». Вероятно, в древности Банебдедет был важным богом. Он почитался также в г. Мендесе. (Сехель)». Арсиноя, жена Птолемея II Филадельфа была жрицей овна. Во время посещения мендесского храма Филадельф принял участие в его обрядах. "После смерти Арсинои ее обожествили, и ее статуя участвовала в торжественных процессиях в мендесском храме. В ответ на этот культ и почести, оказанные Арсиное, Мендес был освобожден от пошлин".
Использованные материалы:
- М.А. Коростовцев. Религия Древнего Египта;
- А. Гаудио. Цивилизации Сахары. 10 тысячелетий истории, культуры и торговли;
- Гигин. Мифы;
- А. Видеман. Религия древних египтян;
- Аполлодор. Мифологическая библиотека;
- Павсаний. Описание Эллады. Кн. V, VIII, IX;
- Геродот. История, кн. II;
- Мифы народов мира, т. II;
- М.Э. Матье. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта.