Растения
Растения в мифологии
Растения в мифологии
Осину издавна использовали в лечебных целях. Согласно очень древнему верованию, болезнь лучше всего лечится тем, что напоминает ее симптомы; а поскольку при лихорадке больной дрожит, то и излечивается она с помощью дрожащего дерева. Это свойство легло в основу магического обряда обнаружения вора у поляков: чтобы обнаpyжить воpа в pасщепленнyю осинy вкладывали вещь, до котоpой дотpагивался воp. Считалось, что от этого его начнет тpясти лихоpадка, и злодей поспешит веpнyть yкpаденное.
Hа осинy охотно "пеpеносили" болезни. С этой целью при лихорадке можно было приколотить прядь волос к осине, приговаривая: «Осина, осина, прошу тебя, дрожи и трепещи вместо меня». Другой способ состоял в том, чтобы прсверлить отверстие в стволе, вложить в него срез ногтя больного и тщательно заделать. По мере зарастания поврежденного места корой уходила и лихорадка. По этой причине осина использовалась знахарями в обрядах исцеления.
Осина обыкновенная или Тополь дрожащий (лат. Populus tremula) – лиственное дерево, широко распространенное в районах с умеренным и холодным климатом Европы и Азии. Отличительная внешняя особенность этого дерева – дрожание листьев даже от легкого колыхания воздуха, что создает впечатление постоянно дрожащего дерева. Объясняется это тем, что листья прикреплены к длинному, тонкому, сплющенному с боков и, благодаря этому, легко изгибающемуся черенку.
Именно эта примета легла в основу народных поверий, связанных с осиной, как с деревом-берегом, непрерывно «забирающем» любую боль и неприятность от человека и поэтому находящемся в постоянном движении. Кроме того, этому дереву, также благодаря тому, что оно все время было «в движении», приписывалась бдительность, и в старину осину охотно высаживали около жилья, считая, что она отгоняет злых духов. В ночь наканyне Юpьева дня и кyпальскyю ночь с помощью осиновых веток, воткнyтых в стены хлева, в воpота, в саpаи, обеpегали скот от ведьм, отбиpающих y них молоко. Существовало много приемов с использованием осиновых ветвей или поленьев для защиты домашнего скота от вредоносных сил, для предохранения коровьего молока от порчи и пр.
В русской легенде краснота коры ольхи объясняется следующим образом. При сотворении мира дьявол из зависти к Богу создал волка, но не сумел его оживить. Волк ожил по Господней воле и накинулся на дьявола, который, спасаясь от зверя, влез на ольху. Однако волк успел укусить его за пятку, капля дьявольской крови попала на ствол дерева, и вот с тех пор у ольхи красная кора.
Согласно дpyгой легенде, Бог создал овцy, а дьявол - козy . Желая похвастаться своим успехом, дьявол потащил козу к Богу за хвост. По доpоге коза выpвалась y дьявола и спpяталась за ольхy. С тех поp y коз нет хвоста, а коpа ольхи от кpови козы стала кpасной. Верили, что ольха оберегает поля от непогоды, и ее ветки втыкали по краям поля. Кроме того, считалось, что вода, которая омывает корни ольхи, предохраняет от многих недугов.
В саамской мифологии известен образ Лейб-ольмая («ольховый человек»), от которого зависела охота и промысел.
В Ирландии из влагоустойчивой ольхи изготовляли разную утварь и, в первую очередь, сосуды для молока. Отсюда происходит поэтическое название кринки для молока «стерегущая молоко» (сometlachta). Кроме того ольху ценили за то, что «она дает три замечательные краски: красную можно получить из коры, зеленую – из цветов и коричневую – из молодых веточек; эти три цвета символизируют огонь, воду и землю». Известный римский обычай румянить щеки триумфаторов, ведет свое начало от обычая священных королей, связанных с культом ольхи, красить лица в красный цвет. В словаре X в. ольха называется ro-eim, что переводится как «та, что красит красным лицо». Как уже упоминалось, белая изначально древесина ольхи становится красной, когда дерево срубают, что позволяло ассоциировать ольху с человеком, истекающим кровью.
Красный цвет соотносится не только с цветом крови, но и с огнем, и «в первую очередь ольха – огненное дерево, которое имеет власть защитить землю от воды, и ольховая ветка, благодаря которой Бран был узнан в CâdGoddeu, - это знак воскрешения, ибо почки на ней расположены в виде спирали». В ирландской «Песне лесных деревьев» ольха описана как «самая воинственная колдунья из всех, как дерево – самое горячее в битве. Жечь ольху, так же как иву, тополь и орех, считалось нечестивым, хотя древесный уголь из ольхи высоко ценился кузнецами и оружейниками. Однако рубка ольхи не поощрялась, а в сельских районах Ирландии «за рубку священной ольхи» можно было «поплатиться сожженным домом».
Ольха (лат. Alnus) – лиственное дерево, представленное несколькими видами. Однодомные цветки ольхи собраны в серёжки, которые образуются к осени и зимуют на дереве, распускаясь рано весной, до появления листьев. Мужские цветки собраны в длинные светлые и яркие сережки, женские цветки – в короткие и темные, деревенеющие ко времени созревания плодов, образуя характерные для ольхи шишки.
Ольха черная, Alnus glutinosa, распространена в долинах и предгорьях по всей Европе, в средней и южной России, и поднимается высоко в горы. Отличительной особенностью этого вида ольхи является ее произрастание на мокрых почвах с застаивающейся водой, так называемых черноольховых трясинах, а вот на сухих почвах черная ольха развивается медленно, кустится и рано засыхает.
Родная «сестра» ольхи черной - ольха серая, или белая, Ело́ха - лат. Alnus incana, эпитет которой - incana означает «седоватая». В отличие от ольхи черной, вырастающей в довольно высокое дерево (20-25 м.) дерево, белая никогда не достигает крупных размеров, оставаясь кустарником и образуя обширные заросли, называемые ольшаниками, или ольховниками. Примечательными особенностями ольхи являются ее «привязанность» к воде и, соответственно, устойчивость к влаге, красный цвет древесины, вызывающий ассоциацию с кровоточащим телом, появление сережек раньше листьев весной, и не изменяющийся с наступлением осени цвет листьев, которые даже опадая остаются зелеными.
Упоминание платана в древнегреческих мифах свидетельствует о том, что в древности греки тоже почитали его как священное дерево. Всегда платан упоминается рядом с источником. Так, Менелай, собирая войско для войны с Троей, посадил у источника платан. Жители аркадского города Кафия, в окрестностях которого был посажен этот платан, называли его Менелаидой. Перечисляя самые древние из известных деревья – иву в храме Геры на Самосее, додонский дуб, оливу на афинском акрополе и лавр, растущий у сирийцев, - Павсаний указывает, что древнейшим из остальных деревьев является этот платан, растущий в Кафии.
Воды источника у аркадского города Кинефа, над которым рос платан, считались целебными и помогали укушенному бешеной собакой. Назывался этот источник Алиссон (Исцеляющий бешенство). Еще один знаменитый источник с растущим над ним платаном находился в Коринфике, в Лерне. Это был источник Амимоны, а под платаном, «как говорят, выросла знаменитая гидра». Еще один удивительный источник, связанный с платаном, находился в Мессении под горой Мафией: его воды вытекали из дупла «широковетвистого платана», по этой причине сам источник назывался Платанистон (Платановая роща).
Платан восточный (Platanus oriantalis) – долговечное, могучее дерево с раскидистой кроной. Платан может доживать до 2000 лет, достигая высоты 45-50 метров и диаметра ствола до 6 метров. Это красивое дерево с широкой развесистой кроной и гладкой светло-серой корой, которая по мере довольно быстрого роста ствола в толщину отслаивается сверху и опадает пластами, обнажая светло-зеленые, глубже расположенные участки. Это придает стволам платанов очень красивый рисунок.
Отслаивание коры делает платан похожим на змею, сбрасывающей свою шкурку. Светлый, гладкий ствол дерева, сбросившего старую кору, смотрится очень красиво и оставляет впечатление возвышенной чистоты. Не случайно платан был священным деревом богини на Крите и в Спарте, к тому же «его листья напоминали зеленую ладонь с пальцами, вытянутыми для благословения». В литературе есть указания, что в Эгейском море на острове Кос рос платан в возрасте 2300 лет со стволом окружностью 18 метров.
У хорутан Зильской долины «в каждой деревне стоит на площади всеми чтимая липа». Во время праздника к этой липе привешивалась бочка: «юнаки выезжают на конях, с палицами в руках, скачут вокруг липы и стараются на всем скаку попасть палицею в дно бочки, которая наконец и рассыпается на части». Истоки этого обычая кроются в дождевой магии: бочка тождествена дождевой туче на небе, с которым соотносится крона липы. В роли громовника выступают юнаки. На хорватских монетах были изображены листья и плоды липы, и даже денежная единица и разменная монета называется lipa.
Украинцы объясняют наросты на стволе липы тем, что она «все принимает на себя», в том числе и проклятия, которые жены посылают своим мужьям. Естественно, что ветвями липы, вбирающей в себя такую негативную энергию, нельзя бить скот - сдохнет.
В прибалтийских землях липа была окружена почетом. Эстонцы считали ее святым деревом. С молодых деревьев запрещалось снимать кору. Липа изображена на гербе латвийского города Лиепая.
Липа (лат. Tília) лиственное дерево, которое по форме его листьев называют еще европейской сердцелистной липой. Липа устойчива к морозам и является прекрасным медоносом. Вероятно, последнее обстоятельство побудило античных авторов назвать ее «золотым деревом». Липовые листья изображены на гербе Словении, гербах финского города Мариехамна и русского города Зюзина. Липовое дерево украшает гербы города Липецка и Липецкой области. Изображалась липа и на флагах – Липецка, Липецкой области и Зюзина, а также на монетах.
В северном умеренном поясе липа представлена приблизительно 60 видами и пользовалась широкой известностью у немецкоязычных народов. У германцев она посвящалась богине Фрейе, считалась защитой от молнии и служила отличительным знаком местного судопроизводства. В геральдике липа часто представлена стилизованными сердцеобразными листьями. Гербовая фигура «Крест липового листа» имеет форму серпообразно изогнутых веток липы. Липовые листья изображались также на щите или служили украшением на шлеме в ландграфствах Тюрингии и Гессена.
Клен – необычайно красивое дерево благодаря самым разнообразным формам и осенней окраске листвы- от оранжевой до багряно красной и пурпурной. Известно до 150 представителей семейства клееных. Из них наиболее распространен клён остролистный (Acer platanoides), произрастающий в Европе, на Кавказе и Балканах, и знаменит клен сахарный (Acer saccharut), ставший национальным символом Канады.
В мифологических представлениях западных и восточных славян в клен (явор) был по заклятию превращен человек. Такое верование указывает на сохраняющиеся тотемические черты в представлениях о клене. По этой причине кленовое дерево-человек не используют на дрова, не делают из него гроб («грешно гноить в земле живого человека") и т.д. В похоронной причети часто обращаются к умершему, называя его «мой явор», «мой сыночек, мой же ты яворочек».
Ветви клена использовались славянами в календарной обрядности. На Тpоицy, в день Божьего Тела и в другие праздники ветками клена украшали дома, воpота. В Белоруссии суббота перед Троицей называлась «кленовой». Представлялось, что в ветвях клена прячутся души умерших. По сербским поверьям клен зазеленеет, если его ствол обнимет невинно осужденный, если же к зеленеющему весной клену прикоснется несчастливый или обиженный человек дерево засохнет.
Мифология (c) 2011 -