ПлатанУпоминание платана в  древнегреческих мифах свидетельствует о том, что в древности греки тоже почитали его как священное дерево. Всегда платан упоминается рядом с источником. Так, Менелай, собирая войско для войны с Троей, посадил у источника платан. Жители аркадского города Кафия, в окрестностях которого был посажен этот платан, называли его Менелаидой. Перечисляя самые древние из известных  деревья – иву в храме Геры на Самосее, додонский дуб, оливу на афинском акрополе и лавр, растущий у сирийцев, - Павсаний указывает, что древнейшим из остальных деревьев является этот платан, растущий в Кафии. 

Воды источника у аркадского города Кинефа, над которым рос платан,  считались целебными и помогали укушенному бешеной собакой. Назывался этот источник Алиссон (Исцеляющий бешенство). Еще один знаменитый источник с растущим над ним платаном находился в  Коринфике, в Лерне. Это был источник Амимоны, а под платаном, «как говорят, выросла знаменитая гидра». Еще один удивительный источник, связанный с платаном, находился в Мессении под горой Мафией: его воды вытекали из дупла «широковетвистого платана», по этой причине сам источник назывался Платанистон (Платановая роща).

 

 

Во время приготовлений к Троянской войне, когда Агамемнон в Авлиде приносил жертвы Зевсу и Аполлону,  из-под алтаря внезапно выполз «змей с кроваво-красными пятнами на спине… и пополз к росшему рядом платану. На самой верхней его ветви было гнездо с 8 птенцами и самкой – воробьихой. Змей пожрал их всех и как был на ветви, так и остался, превращенный в камень». Удивленный,  Агамемнон вопросил прорицателя Калхаса о значении увиденного, и тот объяснил, что голубой цвет был знаком того, что змей послан богом неба, и что «9 лет пройдет, пока будет взята Троя».

Жизнь Елены, явившейся причиной Троянской войны, была тесно связана с платаном. Вот как описывает  Феокрит в Идиллии XVIII "Эпиталамий Елены" день ее бракосочетания:  "Девушки, кудри свои украсив гиацинтом цветущим, / Стали, сомкнувши свой круг, перед новой расписанной спальней...  ...в общий напев голоса свои слили... и вторил весь дом этой свадебной песне. ... «Все мы ровесницы ей; мы в беге с ней состязались... / Стала, прелестная дева, теперь ты женой и хозяйкой; / Мы ж на ристалище вновь, в цветущие пышно долины / Вместе пойдем и венки заплетать ароматные будем... Первой тебе мы венок из клевера стеблей ползучих / Там заплетем и его на тенистом повесим платане... / Врезана будет в коре по-дорийски там надпись, чтоб путник, / Мимо идя, прочитал: «Поклонись мне, я древо Елены».

Елена Дентритис («Древесная»), после смерти Менелая прибыла на о-в Родос, где повесилась на дереве, или  по одному из вариантов, попросила повесить себя служанку Поликсо. Елене были посвящены два храма около Спарты: один – в Терапнах, построенный на месте микенского поселения, а второй – в Дендре, связанный с культом деревьев, как и ее святилище на Родосе. На Крите существовала традиция подвешивать к деревьям куклы, олицетворявшие богиню плодородия. "Поклонение деревьям является предметом различных произведений минойского искусства. Про критскую богиню Ариадну говорят, что она, как и аттическая Эригона, повесилась. Артемида Висельница, святилище которой находилось в аркадской Кондилее и Елена Древесная, святилище которой было на Родосе...  могут быть всего лишь вариантами одной и той же богини".

Павсаний приводит сказание о двух Немесидах, которые явились во сне Александру Македонскому, уснувшего в тени платана, росшего у источника, который протекал перед святилищем Немесиды в окрестностях города Смирны. Богини приказали ему построить на этом месте город и перевести в него жителей Смирны, выселив их из прежнего города.  После этого переселенцы стали чтить «двух Немезид, вместо одной, и матерью их называют они Никту (Ночь), тогда как афиняне говорят, что отцом их богини Немезиды в Рамнунте был Океан».

 

Использованные материалы:

  1. Павсаний, Описание Эллады, книги II, VII, VIII;
  2. Р. Грейвс, Мифы Древней Греции.