Растения
Растения в мифологии
Растения в мифологии
Сосна связана с богом виноделия Икарием, который первым изготовил вино и угостил им пастухов. Последние убивают Икария, принимая опьянение за колдовство, совершенное Икарием над ними. Собака приводит Эригону к сосне, под которой тайно погребли Икария. Выкопав труп, девушка «с отчаяния повесилась на той же сосне, помолясь богам о том, чтобы все афинские девушки разделили с ней эту участь пока Икарий лежит неотмщенным». Вскоре после этого "молодых афинянок стали одну за другой находить повесившимися на сосне".
Это безумие продолжалось до тех пор, пока Дельфийский оракул не объявил, что их жизни требует Эригона. "Виновных в гибели Икария пастухов нашли и повесили, потом учредили ныне отмечающийся праздник вина с жертвенными возлияниями в честь Икария и Эригоны". На этом празднике к ветвям деревьев привешивали маски, которые качались на ветру. "Образ собаки Меры был помещен среди звезд, и она стала звездой Малый Пес. Поэтому некоторые, - пишет Грейвс, - отождествляют Икария с Боотом, а Эригону – с созвездием Девы".
Сосна (лат. Pinus) – вечнозеленое хвойное дерево, достигающее высоты до 50 м. Живет до 350—400 лет. Знаменита сосна своими целительными свойствами: с лечебной целью используют нераскрытые весенние почки сосны, хвою, живицу. Высушенная пыльца из цветущих желтых шишек сосны, принимаемая 2—3 раза в день, предохраняет организм от преждевременного старения и удлиняет человеку жизнь. Как вечнозеленое дерево сосна считалась символом бессмертия.
Сосна символизировала многих богов-спасителей, включая Аттиса, Диониса и Осириса. Храм Осириса в Дендере «украшало изображение самого бога среди сосен». Обычно сосновые шишки «символизируют мужские половые органы», особенно если вместе с ними присутствует лотос. Ассирийцы часто изображали на орнаменте попеременно лотос и сосновую шишку, используя этот мотив как символ плодородия.
Несмотря на широкое распространение сосны в Европе, это дерево не играло существенной роли в народных верованиях. Скорее, на первый план выходила польза, извлекаемая из сосны: из ее смолы добывали (и добывают) сухоперегонный скипидар, сосновую сажу и вар, а также терпентин. Однако в эпоху Возрождения сосновые шишки становятся излюбленным узором декора колонн, урн, гробниц и даже храмовых башен.
Родовое дерево амурских нивхов че дигр, представлявшее собой высохшую, но стоящую вертикально вверх лиственницу, «вплоть до середины XX в. знаменовало в исторической памяти коллектива символ связи людей с небесным миром». Л.Я. Штернбергом записан нивхский миф под названием "Две синицы", в котором лиственница выступает деревом, связывающим небо с землей. В мифе рассказывается о двух братьях-синицах и о том первоначальном времени, когда было два солнца и две луны, поэтому летом было очень жарко, а зимой очень холодно. Однажды младший брат в поисках пищи дошел до толстой лиственницы, поднимавшейся "до самого неба", и нашел пищу у ее подножия. На следующий день оба брата отправились к этой лиственнице и, поев, увидели спускающихся с неба двух птичек – золотую и серебряную. Это были небесные люди и одновременно хозяева этой лиственницы. Братья-синицы стали сражаться с птичками, и в пылу сражения серебряная птичка и старший брат-синица упали, а золотая птичка с младшим братом поднялись на "сверху-находящееся- небо". Далее следует серия превращений птички и синицы-брата в медведей, тюленей, рыб и, наконец, в людей: синица предстала в мужском облике, золотая птичка - в женском.
Лиственница (лат. Larix) одна из наиболее распространённых пород хвойных деревьев в Сибири и на Дальнем Востоке. Это единственное хвойное дерево, сбрасывающее зимой иголки, и именно из-за этой способности сбрасывать ежегодно хвою подобно тому, как лиственничные деревья сбрасывают свою листву, лиственница и получила свое имя. Вероятно в глубокой древности лиственница тоже была вечнозеленым деревом, а потом ей пришлось приспосабливаться к суровым условиям Севера. Такой вывод напрашивается потому, что молодые всходы сохраняют свою хвою и зимой, обновляют ее только взрослые деревья.
Живет лиственница от 600 до 1000 лет и может достигать диаметра в 2, 5 м у основания и высоты до 50 м. Древесина лиственницы очень стойка к сырости и поражению грибками. В воде лиственница может находиться многие столетия, от этого ее древесина становится только тверже. На старых деревьях можно встретить трутовики, или лиственничную губку. Эвенки использовали ее для умывания и стирки белья. Лиственничное мыло дает обильную пену, легко смывая грязь. Из губки также готовили насыщенную красную краску для тканей. По содержанию смолистых веществ лиственничная губка не имеет себе равных. До революции ее в большом количестве вывозили за границу, и сейчас она продолжает быть предметом экспорта. В Древнем Риме "белый агарикус" — так называли римляне лиственничную губку — применяли как ценное лекарственное сырье.
Священный тис рос в храмовом комплексе в Упсале. Крепость и долголетие тиса придавали этому дереву характер мировой опоры. Так, скандинавская пророчица - вельва упоминает 9 миров и соответствующие им 9 тисовых деревьев, 9 «опор», «костяков» каждого мира.
Воплощающий собой идею бессмертия – смерти и возрождения, - тис тесно связан с руной Эйваз, в графическом начертании изображающей магический двухконечный жезл жизни и смерти. Считалось, что высаженные вокруг могильников тисы не только защищали умерших, но и служили средством прохода в мир умерших. В древних шаманских традициях сжиганием коры, листьев и смолы тиса добивались изменения состояния сознания, позволявшее проникнуть в мир иной.
Тис является одним из немногих вечнозеленых растений Британии и часто высаживается во дворах церквей как символ смерти и воскресения; в средние века, когда ветки тиса использовались вместо пальмовых ветвей, последний день великого поста называли «тисовое воскресенье». «В Британии говорят, что тисы в церковном дворе протягивают корни ко рту всех трупов». Считалось очень нехорошей приметой спилить растущее в церковной ограде тисовое дерево, либо сломать или повредить его ветви. Так же, говорят, нехорошо вносить тисовые ветви в дом, и в большинстве случаев люди избегают включить их в число вечнозеленых рождественских украшений.
Тис (лат. Taxus baccata) – вечнозеленое невысокое хвойное дерево или кустарник, срок жизни которого достигает нескольких тысяч лет. Возраст древнейшего тиса ягодного в Фортингале (Першир, Шотландия) оценивают в девять тысяч лет. Красноватая, исключительно прочная древесина и долголетие сделали это дерево символом бессмертия. Именно так воспринимали это дерево жрецы древней кельтской религии и высаживали тисы в священных рощах, на месте которых позднее появились христианские кладбища. Вместе с другими вечнозелеными деревьями тис, как символ смерти и возрождения, стал настоящим кладбищенским деревом.
С древних времен была известна ядовитость его семян, содержащих алкалоид таксин, парализующее действующий на сердце. Ядовита и кора, и хвоя дерева, причем эти свойства усиливаются с возрастом дерева. В средние века кубки из древесины тиса считались изысканным орудием убийства, поскольку вино в таком кубке пропитывалось ядами, и испивший его падал замертво. Шекспир в «Макбете» называет это дерево «дважды роковой тис» - ведьмы использовали его в своих колдовских смертельных снадобьях. Кельтские воины отравляли острия своих копий соком тисовых семян.
Туя (Thuja), туйя, хвойное вечнозелёное дерево или кустарник. Очень высокие деревья могут достигать 150 м и выше в высоту и иметь в обхвате от 2,5 до 6 м. В древесине туи содержаться ароматические эфирные масла, которые придают растению приятный запах. Это свойство обусловило латинское название дерева от греческого «thuia», что означит ароматная древесина, или от «thuo», что означает 'жертвовать', поскольку поленья из туи, распространявшие приятный аромат, использовались для жертвоприношений. В переводе с латинского «туя» означает «воскурение», «жертвование».
Родина туи Северная Америка и Восточная Азия. Из шести наиболее распространенных видов туи, два происходят из Северной Америки: туя гигантская или западный красный кедр, и туя западная. Четыре вида происходят из Азии. Самым популярным видом является туя западная (Thuja occidentalis), или 'жизненное дерево', известная в Европе еще с 1545 г. Коренное население Америки называло тую "деревом жизни" и под этим названием туя и «переехала» в Европу.
Немецкое название туи – "Дерево жизни" (Lebensbaum).
Дуб был священным деревом древних тюрок. Могучие деревья с пышной кроной, такие как вечнозеленые дубы, были посвящены богу неба – Тенгри. Народная вера караимов донесла до наших дней культ священных дубов, существовавший у древних тюрок. На родовом кладбище крымских караимов с показательным названием - Балта Тиймэз (топор не коснется), росли священные дубы. В настоящее время на этом кладбище растет около 20 почитаемых дубов, возраст которых оценивают в 300-600 лет. К священным дубам обращаются как в индивидуальном, так и в коллективном молении.
Ритуал требует, чтобы с места обращения к Тэнгри было видно открытое небо. Вокруг избранного дуба выкладывают фигуру в виде солнца с расходящимися лучами. «Особенности ритуала, связанные с многолетней цикличностью, известны только посвященным и сообщаются в преддверии очередного периода доверенными хранителями традиции, часто по женской линии». Древние роды караимов имеют свои, особо почитаемые «семейные» дубы. «Прикасаясь к ним, общаются с ушедшими поколениями предков. Считается, что общение с дубами дает силу, мужество и мудрость, помогает в трудных обстоятельствах, позволяя выбрать правильное решение».
Под священными дубами по всей Сирии белеют купола часовен - мнимых могил мусульманских святых. Часто можно видеть многочисленные лоскутки тканей, развешенные на нижних ветвях отдельно стоящих или окружающих часовни дубов: такие деревья считаются «населенными» духами, и лоскутки либо должны защитить путников от зловредных влияний, либо служат для испрошения исцеления владельца.
Дж. Фрэзер упоминает об одном из таких вечнозеленых дубов, растущих на месте старого Бейрута: «Население вешает на него обрезки своей одежды, полагая, что этим можно излечиться от болезней. Один из его корней образует над землей дугу, и люди, страдающие ревматизмом или люмбаго, проползают под нею, чтобы получить исцеление. Беременные женщины проделывают то же самое в надежде на легкие роды. Двадцать первого сентября мужчины и женщины отдельно друг от друга всю ночь танцуют и поют у этого дерева».
Такие же каменные строения с белыми куполами в окружении рощиц разбросаны и по всей Палестине. На вопрос о том, что это за здание, следует ответ, что это – «вели», т. е. предполагаемая могила святого. В действительности же эти «вели» «обозначают местонахождение древних ханаанских "высот"» со священными дубами и жертвенниками Ваала. Эти строения называют "мазар" — скиния или "мукам" — место. Последнее название является еврейским словом, которым в Библии именовали ханаанские "высоты" подлежащие разрушению «на высоких горах и на холмах, и под всяким ветвистым деревом...» (Втор., 12,2).
Священный дуб рос в земле Ханаанской, в библейской святыне в Мамре. Это был древний дуб, под сенью которого Авраам по преданию принимал трех мужей, предсказавших ему рождение сына. Когда Сарра умерла в Хевроне, Авраам купил у хетта поле со всеми деревьями, растущими на нем, и пещеру против Мамре, в которой и похоронил Сарру. «Погребальная пещера и большое дерево – важные элементы библейской мифологии. Прообраз большого дерева и пещеры находится на небесах. Дерево – это Млечный Путь. Близ него – пещера, в которую заходит луна, когда с неба исчезает убывающий лунный серп. Это происходит во время летнего солнцестояния; тогда по старому летоисчислению кончается текущий год и начинается новый».
Внук Авраама Иаков, дойдя до Сихема в земле Ханаанской, «расположился перед городом. И купил часть поля, на котором раскинул шатер свой... И построил там жертвенник...». (I кн. Моисея, 33, 18-20) Там, у подножия священного дуба Иаков закопал каких-то идолов, чужих богов, «бывших в руках его», а также «серьги» (I кн. Моисея, 35,4). «Можно предполагать, - пишет Э. Церен, - что в соответствии со многими своими прототипами (например из Ура) они имели форму лунного серпа. Значит, и здесь встречается та же загадочная и труднообъяснимая история о небесных образах лунного серпа и дерева и определенной связи между ними».
Мифология (c) 2011 -