Священным деревом считали дуб славяне. Они верили, что дубы росли еще до сотворения мира. От названия дубов — «дервы» или «древы» — пошли многие слова русского языка: дерево, деревня, здравый (здоровый), здравница. До сих пор в слове (дубинка) слышится первоначальная связь с общим понятием дерева. Впоследствии это название стало применяться к самому крепкому дереву, которое было посвящено богу грома. У сербов дуб так и называется - грмов, а дубовый лес – грмик, что «указывает на ближайшее отношение его к Перуну и небесным громам».
Под священными дубами у славян происходили все важнейшие события - собрания, свадебные обряды, суды. В дубовых рощах наиболее старые и уважаемые деревья обносились оградой, за которую могли заходить только жрецы. Преступник, сумевший оказаться под таким дубом, считался неприкосновенным. У лужицких сербов, живущих по реке Шпрее, «некогда было принято второго июля устанавливать посреди деревни дуб, к вершине которого был прикреплен железный флюгер. Вокруг дуба танцевали и гоняли скот, чтобы он лучше размножался». Небольшой дуб сербы срубали и в конце года, на Святки. Место среза смазывали маслом и медом, а центральную часть ствола приносили в дом, посыпали пшеницей и поливали вином, приговаривая: «Я тебя посыпаю пшеницей, а ты мне давай сыновей, скот, пшеницу и всякое счастье».Такой обрубок дуба назывался бадняк». По тому, как горит в печи бадняк определяли, насколько плодородным будет предстоящий год.
В Сербии и Хорватии дерево для бадняка старались подрубать по старинному правилу – так, чтобы оно упало на восток, т.е. со стороны восхода солнца. Для южных славян обряд возжигания святочного полена – бадняка – известен по письменным источникам ещё с 13. Болгары обертывали рождественское полено, предназначенное к сожжению, белым холстом, ставили около очага и пели обрядовые песни от имени самого дерева. По данным этимологических исследований Бадняк связан с образом змея у корней дерева. Сожжение Бадняка в конце года т. об. эквивалентно поражению огнем змея, воплощения нижнего мира и, знаменуя начало нового сезонного цикла, гарантирует плодородие.
В Болгарии, недалеко от Софии, еще в начале XX века росли три культовых дуба, которые, как считалось, защищали окрестные поля от града и непогоды. Ежегодно на Троицу эти дубы либо смазывали маслом, либо сверлили в стволах отверстия и заливали туда масло. Для избавления от мышей в чулан клали дубовую ветку.
В Далмации (средняя и южная часть Хорватии) верили, что «духами или тенями обладают некоторые из больших буков, дубов и других деревьев». Одушевленные деревья, естественно, обладали чувствительностью. Поэтому верили в то, что когда валят дуб, «он издает пронзительные крики и стоны». Человека, срубившего такое дерево, ожидала неминуемое возмездие – смерть или инвалидность. Впрочем, существовало средство, которое могло нейтрализовать пагубные последствия: тем же топором, которым было срублено дерево, лесорубу надо было на оставшемся пне отрубить голову курице.
В восточной Герцоговине католики в сочельник на рассвете резали барана, положив его на рождественское полено – «бадняк». Действие это сопровождалось следующими пожеланиями: «Вот режу барана, чтоб с ним в доме исчезло всякое зло, всякая беда». Следы веры в дуб, как в божество, наделенное «силой оберега и могущества», сохранились и в Белоруссии. В Полесье «крестьяне во время первого грома терлись спиной о ствол дуба, обнимали его, грызли дубовое полено, а дерево, в которое ударила молния, звали "громовое", "громобойцем", "богобоем"».
Использованные материалы:
- Б.Д.Алексеев. Гиганты и карлики растительного мира;
- А.Н. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу, т.2;
- Дж.Д. Фрэзер. Золотая ветвь;
- Л. Латынин. Основные сюжеты русского народного искусства (прялка вышивка игрушка).