ЛиственницаЛиственница (лат. Larix) одна из наиболее распространённых пород хвойных деревьев в Сибири и на Дальнем Востоке. Это единственное хвойное дерево, сбрасывающее зимой иголки, и именно  из-за этой способности сбрасывать ежегодно хвою подобно тому, как лиственничные деревья сбрасывают свою листву,  лиственница и получила свое имя. Вероятно в глубокой древности лиственница тоже была вечнозеленым деревом, а потом ей пришлось приспосабливаться к суровым условиям Севера. Такой вывод напрашивается потому, что молодые всходы сохраняют свою хвою и зимой, обновляют ее только взрослые деревья.

Живет лиственница  от 600 до  1000 лет и может достигать диаметра в 2, 5 м у основания и высоты до 50 м. Древесина лиственницы  очень стойка к сырости и поражению грибками. В воде лиственница может находиться многие столетия, от этого ее древесина становится только тверже. На старых деревьях можно встретить трутовики, или лиственничную губку. Эвенки использовали ее для умывания и стирки белья. Лиственничное мыло дает обильную пену, легко смывая грязь. Из губки также готовили насыщенную красную краску для тканей. По содержанию смолистых веществ лиственничная губка не имеет себе равных. До революции ее в большом количестве вывозили за границу, и сейчас она продолжает быть предметом экспорта. В Древнем Риме "белый агарикус" — так называли римляне лиственничную губку — применяли как ценное лекарственное сырье.

 

 

Неудивительно, что у всех народов, проживающих на Севере, лиственница по всем перечисленным характеристикам, считалась «царицей тайги». У обских угров, живущих в таежной полосе Западной Сибири вплоть до XVII в. сохранялись человеческие жертвоприношения. Так, «пелымские манси приносили свои жертвы перед священной  "идоложертвенной лиственницей", сосьвинские же ханты совершали кровавые "торжища" на культовых местах перед деревянными изображениями божеств».

Лиственница была атрибутом большинства жертвенных мест ненцев. Если она встречалась в лесу, то ее ветви украшали лоскутками цветного сукна, шкурками. «В тундре использовалось сухое дерево, специально привезенное из лесной зоны. Его втыкали в землю, а вокруг располагали культовые изображения и оставляли рога жертвенных оленей».

Нивхи «считали себя происшедшими от лиственницы, ороков – от березы, а айнов – от ели». По преданию однажды охотник вечером увидел спускающуюся с сопки женщину с коромыслом на плечах. «Набрав воды, она медленно стала подниматься в гору. В это время охотник обхватил ее за талию и стал прижимать к себе. Когда он открыл глаза, то увидел, что обнимает лиственницу». Долгое время охотнику не удавалось завладеть женщиной, пока она сама не пришла в его охотничий шалаш, и с тех пор его сопровождал успех на охоте».

Амурские нивхи проводили жертвоприношение небу ежегодно в декабре-январе, молясь о предохранении от болезней, и окказионально – в случае эпидемий или для обеспечения успеха на промысле. Для этого жертвоприношения в лесу специально срубалась лиственница и доставлялась к родовому дереву че дзигр (букв. "сухое дерево", обычно – высокая высохшая лиственница). «Приставляемый срубленный ствол осмыслялся как часть дороги небесного человека, приходящего за жертвоприношением». Вскоре после покрытия рек льдом нивхи праздновали начало Нового года, проводя обряд осеннего кормления хозяина тайги. С этой целью также сооружался ритуальный комплекс из свежесрубленной лиственницы и родового дерева.

Использованные материалы:

  1. А. И. Соловьев. О жертвоприношениях людей у древнего населения Прииртышья // Мировоззрение финно-угорских народов. /Сборник научных трудов;
  2. Л.В. Хомич. Представления ненцев о природе и о человеке // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера;
  3. Н.Б. Киле. Лексика, связанная с религиозными представлениями нанайцев // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера.