ЛипаЛипа (лат. Tília) лиственное дерево, которое по форме его листьев называют еще европейской сердцелистной липой. Липа устойчива к морозам и является прекрасным медоносом. Вероятно, последнее обстоятельство побудило античных авторов назвать ее «золотым деревом».  Липовые листья изображены  на гербе Словении, гербах финского города  Мариехамна и русского города Зюзина. Липовое дерево украшает гербы города Липецка и Липецкой области. Изображалась липа и на флагах – Липецка, Липецкой области и Зюзина, а также на монетах.

В северном умеренном поясе липа представлена приблизительно 60 видами и пользовалась широкой известностью у немецкоязычных народов. У германцев она посвящалась богине Фрейе, считалась защитой от молнии и служила отличительным знаком местного судопроизводства. В геральдике липа часто представлена стилизованными сердцеобразными листьями. Гербовая фигура «Крест липового листа» имеет форму серпообразно изогнутых веток липы. Липовые листья изображались также на щите или служили украшением на шлеме в ландграфствах Тюрингии и Гессена.

 

 

В германских сагах пришествие грядущего спасителя связано с деревом, пускающим два побега на вершине. Я. Гримм приводит один  текст германской саги, в которой этим материнским деревом выступает липа: "Будет посажена липа; на макушке ее вырастут два сучка; из досок их сколотят люльку; первого младенца, что будут качать в этой люльке, пронзят мечом и предадут смерти. Тогда наступит спасение". Знаменательно то, что и в германских сагах пришествие грядущего спасителя связано с деревом, пускающим побеги. Ср. с этим наименование Христа "побегом" или "лозою".

В Европе повсеместно липа почиталась как священное дерево, под сенью которого  сельские жители устраивали свои сходы и вершили суд. В Чехии, Польше, странах  Балтии и на Балканах липа была объединена с культом Божьей Матеpи. На реверсе чешской монеты достоинством в одну чехословацкую крону была изображена босоногая женщина с лопатой, сажающая молодую липу.

В  Ловческом крае в Болгарии “существовало поверье, что на Троицу «Господ прибира душите на умрелете отново на небето». В связи с этим представлением возник обряд комкане – причащение умерших: утром женщины с липовыми ветвями идут в церковь, молятся, становясь на них коленями. После того как священник освятит ветки, они несут их на кладбище, где листьями липы устилают могилу в том месте, где голова покойника («над устата»), поливают зелень красным вином и зажигают свечу. В ряде мест (с. Смочан), выходя из церкви, женщины идут по липовым веткам «за здраве»”.

Использованные материалы:

  1. Ганс Бидерманн,Энциклопедия символов; .
  2. Карл Юнг. Либидо, его метаморфозы и символы. Т. II;
  3. В.В. Усачева Здоровье в жизненном сценарии болгар (Поведенческие стереотипы) // Славянское и балканское языкознание Человек в пространстве Балкан. Поведенческие сценарии и культурные роли.