В России и Белоруссии существовал запрет рубить, ломать кусты рябины, использовать рябину на дрова, обрывать цветы и даже ягоды рябины. Считалось, что ветки рябины не дают покойникам вставать из могил, оберегают их тела от порчи. В Новгородской губернии, вернувшись с кладбища, вешали над дверью рябиновые прутья, чтобы покойник не возвратился домой.
Рябиновая ветвь считалась сильным оберегом. Сенник, в котором устраивалось брачное ложе, «сваха обходила кругом с рябиновой ветвью в руках, на которой нарезались какие-то знаки». В Воронежской губернии сваха сыпала жениху за голенище рябиновые коренья, чтобы на него не навели порчу на свадьбе.
Использовали рябину и в лечебных целях. Захворавшего человека «продевали» сквозь расколотую надвое и связанную в концах рябину или он должен был пролезть сквозь рябиновый куст. "Заговор от порчи, насылки и переполоха" произносили возле рябины, стоящей на муравейнике. Что любопытно, и зубную боль тоже лечили древесиной рябины обязательно растущей на муравейнике.
Рябина, как наиболее действенный древесный оберег, использовалась в строительной обрядности народа коми. Верхневычегодские коми-зыряне сажали рябину внутри сруба. Считалось, что если она приживется, то дом будет счастливым. Верхнепечорские коми-зыряне ограничивались тем, что на время возведения сруба устанавливали в его центре рябиновую палку. Аналогичный строительный обряд был известен и у других финно-угорских народов (удмуртов, мордвы), а также у восточных славян. У всех этих народов существовало вера в то, что рябина,помещенная в сруб, предохраняла строящийся дом от проникновения нечистой силы.
Нивхи "во время жертвоприношения родовому тол-нивху ставили 3 дерева – пихту, рябину и тальник". Рябиновые дрова давали трескучее пламя, поэтому не разрешалось на них сжигать тело умершего ребенка: считалось, что его душа, напуганная треском, может не вернуться. Нельзя было использовать рябиновые дрова и для коммуникации с горной хозяйкой.
У селькупов существовало представление о том, что злые духи боятся и не любят рябину. Подложив в огонь очага рябиновые ветки, можно было отогнать злых духов, потому что ветви при горении «свистят и шипят», что пугает духов.
Использованные материалы:
- Филиппа Уэринг, Популярный словарь примет и знамений;
- Конаков Н.Д. Традиционное мировоззрение народов коми: окружающий мир. Пространство и время:
- А.Б. Островский. Мифология и верования нивхов;
- Е.Д. Прокофьева. Старые представления селькупов о мир //Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера.