Береза – дерево, сопровождавшее человека от рождения до смерти. Из бересты делалась колыбель, берестяной саван покрывал умершего. Береза давала необходимую утварь для ведения хозяйства, обогревала жилище, покрывала его, защищая от непогоды. Пожалуй нет дерева, которое можно было бы сравнить по полезным качествам с березой. Обские угры – ханты почитали березу священной. Белый цвет в представлениях хантов символизирует благополучие, здоровье и изобилие, и кроме белоствольной березы почитанием пользовались белый горностай и белый лебедь. На березу подвешивали подарок для небесного бога или божества Санге, означающего свет, белизну.
Северные ханты поклонялись Мув-керты-ху («Землю вращающий человек»), создававшему своими постоянными перемещениями смену дня и ночи, тепла и холода. Он объезжает землю на белом коне и наблюдает за жизнью народа, а нуждающимся оказывает помощь. Для того, чтобы эта помощь была существенной и своевременной, каждая семья хранила небольшое изображение всадника из светлого дерева - березы. А чтобы максимально приблизить изображение к «оригиналу», каждую ногу коня ставили в серебряную тарелочку - он ведь не может ступать на грешную землю.
Береза, также как и изображения духов, сделанных из березы, являлись священными для всех групп хантов. В некоторых местах северных хантов для того, чтобы подойти к священному дереву «ноги обертывали берестой, которая по окончании жертвоприношения лишалась сакральности». «Береста, как и моховая подстилка, являлись как бы пограничной территорией между двумя мирами. Столетняя старуха с Нижней Оби еще помнит обычай, который требовал обернуть ноги берестой, прежде чем подойти к священному месту и осуществить жертвоприношение в виде куска ткани или бисерной низки». Старинным способом погребения было помещение умершего в "большую берестяную куженьку", состоящую из верхней и нижней половин. Другим способом попадания в нижний мир было захоронение в лодке. У северных хантов "прежде покойника закрывали берестяным полотнищем, которое скрепляли с лодкой, сшивая кедровым корнем".
Верховным божеством обских угров был Нуми-Торум, бог неба, создавший и посылающий на землю дневной свет. В культовых ритуалах с ним ассоциировался белый цвет, возвышенность, береза, как священное дерево. Береза связывала средний мир с верхним и К.Ф.Карьялайнен отмечал: "Васюганец представляет, что на небе березовый лес и свои дары солнцу, небу, ветру и небесным духам привязывает к березе".
Священным деревом жены Нуми-Торума – Калтащ-эквы, Иоли Торум Шань («нижнего мира мать», «земная мать»), имевшей облик зайчихи или гуся, была береза. У березы совершались жертвоприношения Калтащ. Связь Калтащ с березой отражена в песне-призывании, обращенной к богине-матери: "Из одного основания семь берез, / Семи берез в основании / Рогатых животных в жертву принесения место, / Там обитает…/ Так обитая, ко всем священным семи концам (земли) /… прислушивается…/На спину животного, спину имеющего (лошадь), она опускается, / В хорошем облике золотистой гусыни опускается…". Облик гуся имеет сын Калтащ – Мир-сусне-хум («Мир озирающий человек»). Согласно преданию, он по указанию отца посадил на берегу Оби березу и основал там селение. На родовом жертвоприношении Тигоновых (р. Ляпин) в снег втыкали три деревца: ель, березу и кедр, изображавшие Мир-сусне-хума, Калтащ и Нуми-Торум.
«Территория расселения манси оказывается как бы поделенной между сыновьями Нуми-торума. Обладая двойственной природой, сыновья Нуми-торума связывают небесный и земной миры. Самый старший из сыновей – Полум-торум – жил на реке Полым (Полум) вместе с женой и детьми. В его ведении находились вся рыба и звери окрестных мест. Полум-торум считался божеством грозным и решительным. Во время борьбы он обращался в огромную березу, которую манси почитали еще в XIX в. Есть легенда, в которой Полум-торуму в облике дерева приносят человеческие жертвы. Так, если человек терял покой и рассудок, он якобы сам прибегал к дереву и добровольно расставался с жизнью. Считалось, что его «призвал» Полум-торум».
Берестяная колыбель, «пережиточно сохранившаяся у разных групп эвенков, эвенов, а на востоке у удэгейцев и орочей»,. вероятно, предшествовала деревянной. Такая колыбель представляла собой сшитый короб. Известно, что изготовлением берестяных вещей занимались женщины, что позволяет «высказать предположение, что эта берестяная колыбель была изобретена впервые женщиной и ею приспособлена к бродячему образу жизни. Деревянная же колыбель появилась намного позже».
Использованные материалы:
- В. М. Келемзин, Н. В.Лукина. «Знакомьтесь: ханты»;
- Мифы народов мира, т. II;
- А.М. Сагалаев. Птица, дающая жизнь (из тюрко-угорских мифологических параллелей)// Мировоззрение финно-угорских народов. /Сборник научных трудов;
- И.Н. Гемуев, А.М.Сагалаев, А.И. Соловьев. Легенды и были таежного края;
- Г.М. Василевич. Тунгусская колыбель. (В связи с проблемой этногенеза тунгусо-маньчжуров).