Телеуты лук из черемухи использовали в обрядах положения новорожденного в зыбку, которую подвешивали двумя способами: либо к крюку, ввинченному в потолок, либо к середины тетивы из конского волоса, укрепленной в луке из черемухи. Момент первого положения в зыбку приурочивали к нарождению нового месяца, до этого класть новорожденного в зыбку было нельзя.
С цветением черемухи у телеутов был связан обряд прокалывания ушных мочек детей: «Ушные мочки протыкают для серег в первые весенние месяцы, когда реки разливаются и у черемухи наливаются почки; если ко времени появления на свет ребенка черемуха успеет отцвести, операцию прокалывания откладывают до следующей весны; утверждают, что в противном случае у ребенка уши будут болеть».
В мифологической космогонии кетов появившаяся земля подвергалась нескольким потопам, во время которых «землю споласкивало», но люди и звери спасались, воскресая на торфяных островах. Предстоит еще потоп, после которого всплывут торфяные кочки и из небытия восстанут мифические герои – Альба, Дох и Бальнэ («черемуховая палица»), богатырь, совершающий воинские подвиги.
В одном из кетских текстов черемуха выступает древом исцеления от слепоты, иными словами - возвращения к жизни: ослепленная Мышь идет, натыкаясь на березу, осину, сосну, рябину, которые говорят Мыши, что не могут ее вылечить. И только черемуха возвращает ей зрение.
У салымских и юганских хантов, «в случае, когда умершего человека хоронят вдали от дома, его родственники совершают на родовом кладбище вторичные похороны символического двойника усопшего - черемуховой ветви, обряженной в одежду, принадлежавшую умершему».
Использованные материалы:
- Каруновская Л.Э. Из алтайских верований и обрядов, связанных с ребенком.
- Мифы народов мира, т. I;
- Ю. Е. Березкин. Сибирско-саамские связи в области мифологии на фоне сюжета ATU 480
- В.Э. Шарапов. Одежда в поверьях коми: паськöм - мера, тень и оберег человека.