Растения
Растения в мифологии
Растения в мифологии
Отрицательное отношение к грибам как к пище зафиксировано у многих народов. Прежде всего это связано с представлением о том, что грибы, растущие из земли, связаны с загробным миром, либо с плотью мертвецов, либо с пищей подземного мира.
Я.Чеснов приводит в качестве иллюстрации отношения к грибам как к антипище, поведение жителей Скандинавии во время голода, имевшего место в конце прошлого года: «Правительство распространяло листовки (как питаться грибами), но крестьяне предпочитали умирать, но их не есть».
Лакандоны Месоамерики считали, что хозяин подземного мира и его люди едят древесные грибы вместо лепешек, личинок мух вместо фасоли, и пьют трупную жидкость.
В ряде традиций отражается связь грибов с космическим мотивом, с происхождением частей космоса от грибов. Части гриба маркируют три мира, с ними связывается происхождение мира, происхождение не только животных и людей, но и небесных тел.
В китайской традиции широко распространены изображения громовых грибов около мирового дерева, или изображения гриба, выступающего дублером мирового дерева. Так, на ноинулинской ткани из монгольского могильника (I в. до н. э. – I в. н. э.), хранящейся в Эрмитаже, гриб с обоих сторон окружен изображениями мирового дерева, сверху гриба изображены две птицы, и эта композиция повторяется несколько раз как орнамент.
Информационно емким является рисунок на коре, сделанный австралийскими аборигенами земли Арнхейм. На рисунке изображено «грибообразное растение, змеевидные корни которого уходят в землю, а верхние части – в небо. Эти верхние ветвления покрыты стрелочками, интерпретируемые иногда как листья, но, видимо, допускающими и иное осмысление – как стрелы». Гриб-мировое дерево, гриб-прародитель или прародительница – мотив широко распространенный у разных народов.
Одним из следствий, вытекавших из представления грибов превращенными в них людьми, было разделение грибов по внешнему виду на мужские и женские. Грибы с выраженной ножкой и шляпкой-колпачком – признавались мужскими, грибы без ножки с вогнутой шляпкой – женскими. «Эти два ряда отождествлений грибов, - пишет В.Н. Топоров, - в некоторых традициях настолько устойчивы, что гриб, считаемый мужским, и membrum virile обозначается одним словом а гриб, признаваемый женским, имеет то же название что и vagina».
В некоторых мифологических традициях признавалось, что первоначально люди вообще не имели признаков пола и обзавелись гениталиями благодаря грибам. Так, по представлению австралийских аборигенов два брата нашли два гриба, один из которых был удлиненным и имел белый цвет, а у другого шляпка была уплощенной. Братья «подули на лист, придали первому грибу форму пениса, второму – вагины; тотчас у всех мужчин и женщин появились гениталии».
В языке новозеландских маори слово whatitiri, означающее «гриб» и «гром», происходит от имени мифической прародительницы Whatitiri, внук которой Tawhaki испускает из подмышек молнии. Цикл преданий о Tawhaki принадлежит к числу самых распространенных в Полинезии мифов.
Шаман индейского племени сапотеков через четыре дня после последнего сбора грибов обращается к «Силам» с просьбой о грибах: во-первых, к Земле, во-вторых, к Богу-Отцу, в-третьих, к Троице, в четвертых, к Великому Удару Молнии, который выращивает грибы и снабжает их кровью. Четырехдневный срок и количество адресантов соотносятся с четвертым днем недели, посвященным в индоевропейской традиции громовержцу, с русской поговоркой «после дождичка в четверг».
Появление грибов зависело от громовника. Поскольку гриб мог служить продуктом питания, с просьбами о том, чтобы на земле выросли грибы, следовало обращаться к владыке грома и молнии. Отголоском этого верования является детская игра, зафиксированная в Ягнобской долине (Таджикистан): «весной мальчишки валялись по земле, выкрикивая имя Громовника или названия грибов, пытаясь тем самым вызвать рост последних. При этом дети иногда пели песенку, обращаясь к Громовнику (Камбару): «Камбар, Камбар, выпусти воду! Молоко и масло коровье выпусти!»
Мотив происхождения людей из грибов был известен и древним грекам. Приводя миф о Медее, убившей из мести своих детей и убегающей на колеснице, запряженной драконами, Овидий упоминает о людях, ведущих свое происхождение от дождевых грибов: "Вот на змеиных крылах, наконец, в Эфирее Пиренской / Снизилась. Древних людей при начале веков тут явилось / смертное племя, - его дождевые грибы породили".
Грибы-прародители не случайно называются «дождевыми»: издревле было замечено, что представители грибного семейства самых разнообразных форм и расцветок дружно появляются после летнего дождя с грозой. Здесь мнения расходятся: в некоторых традициях ответственным за происхождение грибов, во всяком случае, некоторых из них, считается дождь, в других – удар молнии. Известна греческая и римская поговорка о том, что грибы растут не от дождя, а от грома.
В традиции некоторых западно- и восточно-европейских народов происхождение грибов связывается с кусками хлеба, что указывает на грибы как на источник хорощей пищи. У венгров, словаков, литовцев, украинцев и белорусов хлеб превращается в грибы.
В немецкой легенде Св. Петр ест украдкой от Христа хлеб, который ему подала женщина. Застигнутый Христом врасплох, Св. Петр давится хлебом и «хлеб превращается в грибы». Австрийцы объясняют происхождение лисичек, появляющихся ко дню летнего солнцеворота, из выплюнутых кусков пончика, которые Св. Петр пытался съесть украдкой от Христа. Каждый раз, когда Св. Петр хотел проглотить кусочек пончика, Христос его о чем-то спрашивал, и святой был вынужден выплевывать кусочек.
Во многих мифах происхождение грибов связывается с человеком. У африканских бамбара оно связано с неким юношей, превратившимся в гриб, который возвращает приветствие, если, здороваясь, прикоснуться к нему. В мифе индийских племен музо и лушеи в гриб превращается девушка, обидевшаяся на младшую сестру за то, что та отказалась поделиться с ней дикими огурцами, От огорчения девушка стала проваливаться в землю, а когда ее начали тянуть наверх, ноги девушки остались в земле, и она превратилась в гриб.
Столь разные мнения о происхождении грибов отразились и на их названиях. В древне-греческом грибы назывались «пищей богов», а один из видов земляных грибов на древнегреческом означает букв. "удар молнии". В старофламандском грибы назывались dyvelsbrood – «хлеб дьявола», индейцы оджибве называли грибы «пищей мертвых», а индейцы сисиэтл «испражнением Грома».
Тем не менее, с глубокой древности и по настоящее время многие люди использовали и используют грибы в пищу. Для описания давности времен индейцы упоминают о том, что люди тогда ели грибы, тем самым, подчеркивая отличие первобытной эпохи дикости от современной, основой которой в качестве пищи служат окультуренные растения. В русской традиции идея глубокой давности времени, в котором происходило то или иное событие, выражается в поговорке «когда царь Горох с грибами воевал».
Грибы лат. Mycota) — удивительные создания природы, сочетающие в себе признаки как растений, так и животных. Долгое время ученые колебались, не решаясь причислить их к какому-либо определенному царству. В настоящее время грибы выделены в отдельное царство.
Грибы появились около миллиарда лет назад в древнейшей геологической эре – архейской. Находки в юго-восточной части Якутии, подтверждают, что уже около 850 млн лет назад существовали достаточно сформированные грибные организмы. Полного расцвета грибы достигли в третичный период кайнозойской эры – около 76-25 млн. лет назад. В этот период, судя по ископаемым находкам, уже существовали все основные известные сейчас группы грибов.
Особенно поражали грибы разнообразием своих форм, внезапностью и массовостью появления и отсутствием способов размножения. Все эти обстоятельства ставили ботаников в тупик, приводили в замешательство, которое лучше всего выразил французский ботаник XVIII в. С. Вайян, считавший грибы «проклятым племенем», изобретением дьявола, придуманным им для того, чтобы нарушить гармонию остальной природы.
Использование дыма от растений, обладающих наркотическими свойствами, или их зерен, которые сжигались в лечебных и ритуально-магических обрядах, в древности было широко распространено. Для скифской культуры, господствовавшей на просторах евразийских степей, таким растением была конопля. Возможно, использовался и дым от сжигаемых можжевеловых ветвей. Во всяком случае известно изображение оленя, привязанного к дереву, на скифском серебряном ритоне из Келермесского кургана. Дерево, имеет признаки можжевелового. По сравнению со сжигаемыми конопляными семенами можжевеловый дым имеет слабый наркотический эффект, чем возможно, и объяснялось предпочтение конопли. Однако все изменилось, когда в III тысячелетии до н. э. на смену культуре скифов пришла культура тюрко-монгольских номадов с ярко выраженным культом гор. Первыми вышли на арену истории хунну, и начиная с этого времени начались радикальные перемены в идеологии, искусстве и хозяйственном укладе жизни кочевнического мира. Этнографические материалы показывают, что главенствующим священным растением стал можжевельник - арча, арчын, артыш и, как его замена, чабрец - богородская трава. По каким-то причинам священными были признаны не древовидные формы можжевельника, а кустарник, т. е. можжевельник обыкновенный, сибирский, тибетский. Согласно ботаническим данным и можжевельник, и чабрец произрастают в каменистых степях, скалистых горах, на высоте от 1000 до 5000 м над уровнем моря. Таким образом, выбор можжевельника в качестве священного растения для ритуального использования указывает на совершенно иные ландшафты, нежели скифская прародина.
Следы почитания можжевельника сохранились и в армянской мифологии в упоминании о триаде священных растений: платана, можжевельника и бригонии (брионии). Характерные признаки каждого из священных деревьев, возможно, соотносили их с тремя мирами мироздания. Платан, со ствола которого отпадает крупными тонкими чешуями кора, ведет себя подобно змее, сбрасывающей шкурку. Змея ассоциируется с душой умершего, а в армянской мифологии воплощением платана считался юный Анушаван Сосанвар (соси - платан), этимология имени которого происходит из иранского Ануширван - "бессмертная душа". Душа юноши воплотилась в платан, став его духом, и к этому духу обращались за предсказаниями. В священной платановой роще гадали по шелесту листьев, подобно тому, как древние греки, истолковывали волю божества по шелесту дубовой листвы. Дерево - платан у армян и дуб у греков - выполняли функцию посредника между божеством и людьми, что позволяет соотнести платан со средним миром. Бригония (бриония) представляет собой травянистое вьющееся растение. С помощью усиков оно способно подниматься до 5 м в высоту, но если стебель не встречает никакой опоры, он стелется по земле. Еще одна характерная особенность - редьковидный корень, который может достигать веса 3кг. За целительные свойства корень называют кавказским женьшенем. Сходство стеблей этой ползучей травы со змеями позволяет соотнести это растение с нижним миром. Таким образом с вечнозеленым можжевельником должен соотноситься верхний мир и его божество.
Мифология (c) 2011 -