Виноград был персонифицирован и обожествлен, воплотившись в образ греко-римского бога вина Диониса-Вакха. Опьянение рассматривалось как схождение на пьющего духа вина. Одним из эпитетов Диониса был Лиэй («освободитель»), потому что вино освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, сокрушает твердыни. Индийские священные книги такую же роль приписывали богине Таре: «Вино – это сама Тара в жидком виде, спасительница живых существ, мать удовольствий и освобождения».
В классической Греции было немного праздников, посвященных сбору винограда. Название одного из них Осхофория буквально означает «переноска виноградных гроздей». Название связано с тем, что «в этот день двое юношей должны были пронести ветви виноградной лозы со спелыми гроздьями от святилища Диониса до храма Афины Скирады. Потом устраивались состязания бегунов, и победитель получал в награду напиток, смешанный из 5 компонентов». Интересно отметить параллель между количеством компонентов и пятиконечными листьями плюща и винограда.
В Спарте в начале сентября справлялся великий праздник Карней, во время которого проходили соревнования юношей в беге, именуемые "staphylodromoi" (бегуны с гроздьями). Название показывает, что «этот обычай был каким-то образом связан со сбором винограда. Один из юношей, украсив голову лентами, бежал впереди прочих, провозглашая городу благословения. Если другие догоняли его – это был добрый знак, а если нет – дурной… это, по-видимому, был древний обычай праздновать сбор винограда».
Греческое название винограда происходит от имени возлюбленного Диониса - юноши Ампела ( «виноград»). Бог подарил своему любимцу виноградную гроздь, повесив ее высоко на дереве. Поднявшись за нею, юноша упал, разбился и был превращен в созвездие.
Наряду с Дионисом в Греции была известна также и богиня вина Энотея. Римляне ввезли в Рим в качестве супруги Вакха Либеру, праздники в честь которой отличались поглощением вина в огромных количествах. У греков сохранилось предание, что Дионис, сажая впервые виноградную лозу, вставил ее сперва в птичью костяшку, потом в львиную и, наконец, в ослиную, которую она и обвила своими корнями. Поэтому люди, которые пьют вино, сначала поют как птица, потом становятся сильными как лев и наконец превращаются в ослов.
То, что виноградная лоза была воплощением символа плодородия подтверждает миф о том, как бог огня Гефест вырыл для колхидского царя 4 источника – молока, вина, масла и воды - из-под виноградной лозы. Вспомним, связь винограда с почвой, удобренной вулканическим пеплом, и предположение о кавказской родине винограда. Извилистая, ползучая лоза была подобна змею, и «у греков draco помимо змееобразного животного означало также "ветвь виноградной лозы"».
Использованные материалы:
- Мартин Нильссон. Греческие народные праздники;
- Барбара Уокер. Символы, сакралии, таинства.
- Я.В. Чеснов. Дракон: метафора внешнего мира //Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии.