Растения
Растения в мифологии
Растения в мифологии
Бузина – кустарник или небольшое деревце, реже встречающаяся как многолетняя трава (бузина травянистая). Наиболее распространены два вида, различающиеся ягодами красного и черного цвета. Очень жизнестойкое растение: новые ветви на бузине легко вырастают взамен обломанных старых, и любая ветвь, оказавшаяся на земле, способна пустить корни. Из кремово-белых цветков бузины в июне-июле изготовляют цветочное вино, а из черных ягод, созревающих в августе-сентябре – ягодное. И то, и другое предохраняет от простудных заболеваний.
Бузина издавна почиталась в Европе как священное дерево, связанное с подземным миром и его владычицей. В древесном алфавите друидов она является отдельной буквой – «ruis» и обозначает период с 23 ноября по 25 декабря. У друидов древней Британии был свой Зодиак, который состоял из 13 знаков, соответствующих 13 деревьям. Тринадцатый знак соотносился с бузиной и содержал часть созвездия Змееносца, расположенного между созвездиями Стрельца и Скорпиона.
Тамариск, тамарикс (Tamarix) – красивый кустарник с красноватыми тонкими ветвями и розовыми цветами. Примечательно это растение тем, что растет в пустынях, полупустынях и степях, и различные его виды служат неплохими индикаторами грунтовых вод. К примеру, тамариск безлистный – показатель солоноватых вод, залегающих на глубине до 15 м, а присутствие тамариска Бовсана свидетельствует о грунтовых водах, залегающих на глубине до 5 м. Нередко тамариск можно встретить в соседстве с саксаулом, но часто он образует самостоятельный фитоценоз.Тамариск имеет мощную корневую систему и очень светлолюбив.
Вероятно, связь с подземными водами сделала этот кустарник, или небольшое деревце, предметом почитания уже в глубокой древности. В Шумере повсеместно тамариск считался священным деревом, а в заклинаниях из Шуруппака он выступает как мировое дерево, крона которого уподоблена богу солнца Уту, ствол - богу Ану, а корни подземному божеству Энки-Нинки. «Основной функцией тамариска являлась роль экзорциста в процессе выведения нечистоты и болезней из тела реципиента".
Тёрн, терновник, или Слива колючая (лат. Prúnus spinósa) — небольшой колючий кустарник с темно-синими плодами, похожими на сливу. Зацветает ранней весной, когда еще нет листьев, мелкими белыми цветочками. Цветущие заросли терновника поражают своей красотой – кажется, будто ароматная белая пена покрывает колючие ветви!
Тогда как в народной европейской мифологии чудесное зачатие связывают с боярышником; в кельтской литературе аналогичная роль отводится терновнику, хотя он и считается символом вражды, олицетворением которой была Эрида, сестра бога войны Ареса.
В кельтской традиции боярышник считался деревом божества зимы и тьмы. В некоторых вариантах боярышник являлся отцом Олвена, который из-за тяжелых больших ресниц, покрывавших его плечи, был не в состоянии видеть, пока ему не поднимали ресницы вилами. Кельты признавали боярышник деревом принудительного целомудрия. Он связывался с маем как месяцем ритуального воздержания от полового общения, позже ставшим месяцем оргиастических обрядовых празднеств вокруг «майского» дерева.
В алфавите друидов боярышник был олицетворением буквы H (uath) и считался символом плодородия. Боярышник и Богиня – несущая смерть старуха – символически связаны в легенде о Кухулине: Богиня в облике пожирающей падаль вороны произнесла смертельное проклятье герою и улетела в заросли боярышника на равнине Муир-темне. Так описанное в легенде место обрело название «боярышник вороны».
Лавсония или хенна (хна) - это довольно высокий кустарник, который разводят в Индии, Египте и Судане. Примечательно это растение тем, что из его высушенных листьев изготовляют знаменитую красную краску – хну, а из бело-розовых цветов изготовляют масло. Хна традиционно используется для украшения тела в Индии, Пакистане, Северной Африке и многих арабских странах.
Красный цвет хенны имел большое значение для античных женщин, для которых он «ассоциировался с их собственной животворящей "магической кровью". Намазывая руки и ступни хной, они таким образом отождествляли себя с Богиней, которой поклонялись. У гречанок это была Геката, у сириек – Анат, у индусок – любая ипостась Богини».
В Египте это растение было известно под названием резеды или бирючины и использовалось в процессах мумификации: «мумии заворачивали в одежды крашенные хной, что символизировало возрождение от материнской крови».
Лавр (греч. daphne, лат. Laurus) – вечнозеленый кустарник или небольшое деревце. Род насчитывает три вида, из которых Laurus nobilis — Лавр благородный произрастает в Средиземноморье, где он считался священным в культе бога Солнца Аполлона, и в Западном Закавказье. Однако, прежде чем стать деревом Аполлона, символом бессмертия, славы и победы, лавр был деревом Дафны и вошел в греческую мифологию вместе с мифом о ней.
Лавр, называемый благородным, а также греческим и зеленым был растением божественности и пророчеств, листья которого жевали жрицы Богини в Темпейской долине, пока там не восторжествовал культ Аполлона. Миф связывает происхождение лавра с Дафной, жрицей матери-земли, преследуемой Аполлоном. В отчаянии Дафна взмолилась Гее, и та мгновенно перенесла ее на Крит, оставив вместо нее лавровое дерево. На Крите Дафна стала известна под именем Пасифаи, а Аполлон в утешение сделал себе венок из лавра, поэтому с Аполлоном связывался возникший обычай плетения лавровых венков.
Благодаря своему вечнозеленому естеству омела считалась, символом бессмертия. Народная вера считала это растение также ключом к потаенным местам земли, считалось, что омела сможет открыть любой замок. Уэльское суеверие гласит, что под орешником или ясенем, на котором растет омела, можно найти клад. «Однако до XVI в. о кладе никто и не заикался: в ту пору суеверие гласило, что под корнями такого дерева живет змея с рубином в голове. Очевидно, со временем змея была забыта, а сокровище осталось». Учитывая фаллическое значение символа омелы, ее также называли приворотной травой и средством повышения потенции; говорили, что омела «часто помогала мужчине совершать акт воспроизводства».
«Современная западная традиция целоваться под омелой – вот все, что осталось нам от прежних эротических оргий в честь земли в надежде на плодородный год». В английской глубинке говорят до сих пор: если девушка не целовалась до свадьбы под омелой, она останется бесплодной. Обычай целоваться под омелой, похоже, чисто английский, и следы его обнаруживаются только в тех странах, где в то или иное время селились англичане.
Омела – вечнозеленое кустарниковое растение, привлекающая внимание своими зелеными шарами кустов на голых, уже облетевших от листьев ветвях. Это полупаразитическое растение называют еще дубо́выми я́годами, или птичьим клеем; последнее легло в основу названия омелы - лат. Víscum (букв. птичий клей). Омела паразитирует на очень многих древесных растениях: тополях, клёнах, соснах, ивах, берёзах, лжеакациях и на разнообразных плодовых деревьях, реже - на хвойных. Поселяется на верхушке дерева или на его ветвях и разрастается зелёным, в большинстве случаев густым, кустом.
У священной древнеевропейской омелы, Viscum album листья растут попарно в стороны, словно крылья, и ягоды – либо попарно, либо поодиночке. Это растение рассматривалось как имеющее промежуточный характер (ни дерево, ни куст) и, согласно легенде, появлялось там, где молния поражала дерево. Омелы, растущие на дубах, особенно ценились в Древнем Риме и у кельтских друидов. По болгарским поверьям, в омеле скрываются самодивы, а сажают омелу на деревьях птицы. На Руси ее называют «вихорево гнездо». В Сербии и Македонии считалось, что это растение вил, поэтому когда его рвут, оставляют на дереве нитку или деньги.
В древности день 1 мая был, по-видимому, языческим праздником, именно поэтому в странах Европы широко бытовали поверья о том, что многие растения приобретают в этот день особые магические свойства. Особенно возрастала, как полагали, целебная сила боярышника, клевера, ландыша. Молодежный обычай, имевший место во многих европейских странах, выходить ночью в леса «собирать май» (как говорили в Англии) предполагал не только сбор цветов, зеленых ветвей, которыми украшали дома, но и свободу общения полов». Возможно, по этой причине в народной европейской мифологии с боярышником связывают чудесное зачатие.
У греков сохранилась связь цветов боярышника со свадьбами: ветви боярышника сжигали на алтаре во время бракосочетания, а на невестах в Афинах были надеты венки из цветущих ветвей боярышника. Венок из белых цветов боярышника на голове молодой девушки был символом ее чистоты. Поскольку боярышник цветет в мае, постольку и пора свадеб когда-то должна была приходиться на этот месяц. Однако одно из древнейших свадебных суеверий гласит, что брак, заключенный в мае, будет несчастным. Об этом даже были сложены поговорки: «В мае жениться – детей хоронить» и «Между жатвой и покосом жениться – со здоровьем проститься».
Май считался неудачным месяцем для свадеб еще во времена Овидия. Вот, что он писал в своей поэме «Фасты»: «И ни вдове в эти дни, / ни девице праздновать свадьбу/ Не подобает никак: / долгим не будет их век, / Вот почему я скажу, / если пословицам веришь, / В мае, народ говорит, замуж идти не к добру». Возможно, это суеверие возникло от того, что в мае праздновались лемурии в память о душах умерших, не находящих себе покоя.
Боя́рышник (лат. Crataégus), колючий кустарник или небольшое деревцо, относится к семейству Розовые (Rosaceae). Его нежные белые цветки расцветают весной, окутывая деревце воздушной пеленой своих лепестков. Латинское название происходит от греч. κραθαιος («крепкий»), что отражает, возможно, не только свойство древесины, но и указывает на долголетие растения – его возраст может достигать 300-400 лет! Примечателен цвет древесины боярышника - беловато-розовый, красновато-жёлтый или красноватый. Цветение и плодоношение наступает в возрасте 10—15 лет. Цветки белые, но у садовых форм бывают розовые или красные. Плоды похожи на мелкие яблочки, окраска их варьируется от оранжево-жёлтой, красной до почти чёрной. В пору плодоношения деревце усыпано словно каплями крови мелкими красными плодами.
Мифология (c) 2011 -