ТамарискТамариск, тамарикс (Tamarix) – красивый кустарник с красноватыми тонкими ветвями и розовыми цветами. Примечательно это растение тем, что растет  в пустынях, полупустынях и степях, и различные его виды служат неплохими индикаторами грунтовых вод. К примеру, тамариск безлистный – показатель солоноватых вод, залегающих на глубине до 15 м, а присутствие тамариска Бовсана свидетельствует о грунтовых водах, залегающих на глубине до 5 м. Нередко тамариск  можно встретить в соседстве с саксаулом, но часто он образует самостоятельный фитоценоз.Тамариск имеет мощную корневую систему и очень светлолюбив.

Вероятно, связь с подземными водами сделала этот кустарник, или небольшое деревце, предметом почитания уже в глубокой  древности. В Шумере повсеместно тамариск считался священным деревом, а в заклинаниях из Шуруппака он выступает как мировое дерево, крона которого уподоблена богу солнца Уту, ствол - богу Ану, а корни подземному божеству Энки-Нинки. «Основной функцией тамариска являлась  роль экзорциста в процессе выведения нечистоты и болезней из тела реципиента".

 

 

В другом заговоре очистительная роль тамариска уподобляет его мыльному корню, втираемому в тело. В третьей части этого заговора «тамариск заклинается жизнью всех трех сфер мира, к которым он причастен: сферой Ана (неподвижные звезды), Энлиля (обитаемый мир) и Уту-Солнца (власть над живыми и мертвыми). В последней части заклинания зло удаляется от человека. Весь заговор скрепляется именем владычицы магических формул Нингиримы».

В одном из текстов, Ассалухи спрашивает своего отца Энки как ему изгнать самого злого и беспощадного демона Удуга. Энки отвечает: "Водой наполни кувшин, / Брось в него тамариск и…. веточку к нему, / Окропи этой водой человека,/ Приставь около него сосуд с фимиамом и факел! / И тогда "демон судьбы", пребывающий в теле человека, удалится".

В Вавилоне ритуальный тамарисковый нож  использовался в обрядах изгнания болезни. Для совершения обряда в жертву богине  загробного мира Эрешкигаль закалывали козу,  а «по горлу человека проводили тамарисковым ножом. Животное хоронили как человека, произнося при этом заклинания, обращенные к семейным духам-покровителям".

В Древнем Египте для обрядовой пахоты поля плуг изготовлялся из тамариска.

Судьба одного из легендарных героев персидского эпоса «Шахнаме», Исфандияра, с рождения была связана с тамарисковым деревом, а единственным уязвимым местом «бронзовотелого» героя был глаз. Известна эта тайна была вещей птице Симург, покровительнице судьбы другого героя – Рустама.  Когда «мощнотелый» Рустам был вынужден вступить в поединок с Исфандияром, птица Симург открыла ему способ, которым можно было убить противника, и Рустам поразил Исфандияра в глаз отравленной стрелой из тамариска.

В зороастризме барсман (барсом) – ритуальный пучок прутьев, состоявший из ветвей тамариска, жрец должен был держать в левой руке во время молитвы. В древности барсом представлял собой пучок травы, который позднее превратился в связку прутьев. В  современном зороастризме ветви заменяет проволока.

В разных регионах России тамариск известен под названием  Божьего дерева.

Использованные материалы:

  1. В.И. Артамонов. Зеленые оракулы;
  2. В.Е. Емельянов. Древний Шумер. Очерки культуры;
  3. Мариан Белицкий. Забытый мир шумеров;
  4. Е.В. Антонова. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии;
  5. Фирдоуси, «Шахнаме».
  6. Энциклопедия мистических терминов.