Виноград в Месопотамии не рос, однако лоза вилась по склонам соседних гор. Геродот при описании Вавилонии подчеркивает, что «плодовые деревья там даже вообще не произрастают: ни смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина». С конца IV тысячелетии до н. э. нижняя Месопотамия была заселена народом, происхождение которого с точностью не установлено до сегодняшнего дня – шумерами. Вероятно, с их приходом наименование вина проникло из горных областей Загроса и Восточной Анатолии в Междуречье.
Прежние правители Лагаша – Уруинимгина и Лугальбанда ввозили "горное вино", а во времена Гудеа "в Лагаше стали выращивать свой виноград". В языке шумеров понятию «вино» соответствует шумерограмма GESTIN, а этот термин, в соответствии со сложившейся традицией, переводится с шумерского языка как «дерево жизни», что подтверждает предположение о тождественности библейского древа жизни (и познания) и виноградной лозы.
В шумерской мифологии известен образ богини Гештианны, имя которой буквально означает «покрытая листвой виноградная лоза», а ее эпитет на женском языке эме-саль - "Amamutinna" означает «корневище виноградной лозы». Еще одним ее именем было "Нин-Гештианна" - "Госпожа - лоза небес", а в шумерском городе Лагаше она была известна как богиня Амагештине (букв. «матушка виноградная лоза»), супруга Нингишзиды.
По предположению Т. Якобсена миф о том, как Гештианна находит своего брата Думузи в подземном мире и спасает его от участи остаться навечно в «стране без возврата», является мифом, связанным с истолкованием временного разрыва между сбором урожая зерна и сбором винограда.
Зерно убирали весной, позднее варили из него пиво и помещали на хранение. Виноград же собирали осенью и тогда же давили из него вино. Оба божества «умирали» во время сбора урожая, трансформируясь в опьяняющий напиток, который хранился под землей. Однако с божеством зерна было связано первое полугодие года, а с божеством вина - второе.
«Когда Думузи пива исчезает под землей весной или в начале лета, его сестра, богиня вина, безутешно ищет его до тех пор, пока, с наступлением осени, сама не спускается под землю и не находит его в подземном мире». Их судьба определена Инанной: они будут вечно сменять друг друга в подземном царстве.
Использованные материалы:
- Геродот, кн.I, 193;
- Мариан Белицкий. Забытый мир шумеров;
- Торкильд Якобсен. Сокровища тьмы. История месопотамской религии.