В Шумере молодняк выкармливался зерном, так как травы не хватало. Поэтому в среде скотоводов в культе Думузи переплетались мотивы Думузи-Пахаря и Думузи-Пастуха. Сам обряд священного брака Думузи с Инанной у скотоводов был представлен в несколько иной форме, нежели в земледельческом культе.

В «Свадебном тексте Доильщика» бог называется своими пастушескими именами – Думузи или «Дикий Бык Думузи». «Дикий Бык» - это шумерская метафора «пастуха». Однако в песнях Инанны звучит все тот же мотив ожидания пахаря, способного возделать готовую для пахоты землю: «...мой невозделанный участок, / оставленный под паром в степи; / мое поле, усеянное утками; / моя холмистая земля, так (хорошо) орошенная, / ...кто запряжет (волов) для их вспашки?», - вопрошает богиня.

 

Инанна рада союзу с Думузи. Она просит его сделать для нее желтое молоко – т. е. изготовить сливки и сметану, принести ей козьего, коровьего и даже верблюжьего молока. Все это изобилие возможно, если весной пустыня покроется  зеленью, и  между сытыми животными  начнутся случки. От будущего приплода зависело благополучие пастуха, поэтому с точки зрения скотовода главный смысл священного брака заключался «в акте совокупления, который расценивается как божественное порождение жизни».  

В этом заключалось главное отличие ритуала священного брака скотоводов от ритуала земледельцев. Для земледельцев священный брак представлял собой  «ритуал сбора урожая, в котором нуминозная сила плодородия и достатка, присущая финиковой пальме, связывается с нуменом кладовой узами супружества и взаимной любви». Для скотоводов же священный брак являлся ритуалом плодородия, в котором космический половой акт оплодотворял всю природу.

Однако время весны скоротечно: с наступлением жаркого лета растительность увядает под палящими лучами  солнца. «В мифотворческом восприятии это равнозначно смерти Думузи, павшего жертвой темных сил смерти и подземного мира». В текстах повествуется о нападении на Думузи то разбойников, то злых посланцев подземного мира, которые наносят ему раны, забирают в плен или убивают. Остаются неясными главные мотивы убийства и только единственный раз – в литературном повествовании, известном под названием «Сошествие Инанны»,  - выдвигается повод для убийства: необходимость в заместительной  жертве. 

Молодая супруга навлекает на него гибель, отдавая в руки демонов подземного мира ради собственного спасения. В этом повествовании Инанна проявляет себя как гордая, властная  и капризная особа, решившая, что для нее, как Утренней Звезды, должно быть доступно не только  небо, но  и подземный мир.

Использованные материалы:

  1. Т. Якобсен. Сокровища тьмы. История месопотамской религии.