В меланезийской мифологии тростник соотносится с женским началом: братья-близнецы делают мужчин из сгустка крови или из политых кровью рисунков на песке, а женщин – из тростника или кокосовых орехов. Также и южноамериканские муиски считали, что женщины вырезаны из стеблей тростника, а мужчины вылеплены из глины.
Южноафриканская народность зулу считает своим первопредком и культурным героем Ункулункулу («очень, очень старый», от кулу, «старый»), вышедшего из тростника как двуполое существо и породившего первых людей. По другому варианту мифа самого Ункулункулу и его жену в числе первых людей породил сам тростник. В некоторых вариантах Ункулулу вызывает первых людей из тростника, затем учит их добывать огонь, пользоваться орудиями, возделывать поля, пасти скот, питаться мясом и пить молоко. Он дал названия всему сущему, установил обычаи, ввел обрезание и обряд жертвоприношений.
По мифу народов суто-чвана, проживающих в южноафриканском государстве Лесото, первопредок Моримо ("дух предка"), вышедший согласно мифу из пещеры вместе с первыми людьми и животными, заставил все племена выйти из тростникового болота. Каждое племя получило свой тотем. Образ Моримо аналогичен Мукуру у гереро и Ункулулу у зулу.
Популярен мотив тростника в мифах народов Америки. Тростник входил в головное украшение ацтекского бога Шиутекутли («владыка года»), бога огня небесного и подземного, а также и огня очага. Примечательно, что и он характеризуется как очень старый. На праздниках его статуя приносилась последней, т. к. он из-за старческой немощи ходит очень медленно. Одним из имен ацтекской богини земли, плодородия, сексуальных грехов и покаяния, владычицы ночи Тласольтеотль, было Чикунава-акатль («9 тростник»).
Главный город тольтеков – столица, в которой правил Кецалькоатль, называлась Толлан («место тростников»). Его представляли местом изобилия и красоты, где растут самые огромные початки маиса, цветет хлопок и другие диковинный растения, стоят дворцы из бирюзы, нефрита и перьев кецаля.
Майя считали тростник символом Востока, стороны, где рождаются Солнце и Венера, и где обитает бог дождя Тлалок, живущий в хижине из зеленых перьев. Характерным символом Венеры-Тлалока была трапецевидно-лучевая эмблема, имевшая календарное значение: ее часто называли мексиканским "годовым знаком".
Астроном Джон Б. Карлсон «убедительно доказывает, что этот трапецевидно-лучевой символ... является стилизованным изображением пучков тростника, которые готовили к завершению главных календарных циклов». Известно, что ацтеки использовали такие пучки или связки тростника в церемонии «"связывания лет" по окончании 52-летнего периода, когда 365-дневный календарь, основанный на продолжительности солнечного года, и 260-дневный ритуальный календарь возвращались к начальной точке в один и тот же день». Обитатели Центральной Америки верили в то, что сама Венера имеет прямое отношение к смене времен года, дождям и росту кукурузы. «Дождь считался священной жертвой, за которую нужно было отплачивать человеческой кровью, поэтому жертвоприношения стали частью сельскохозяйственного календаря и небесных циклов".
По мифу береговых мивок сама земля возникла из палок и тростника, составлявших плот, на котором приплыл койот.
Использованные материалы:
- Мифы народов мира, т. I-II;
- Эдвин Крапп. Боги с небес.