Мотив происхождения людей из грибов был известен и древним грекам. Приводя миф о Медее, убившей из мести своих детей и убегающей на колеснице, запряженной драконами, Овидий упоминает о людях, ведущих свое происхождение от дождевых грибов: "Вот на змеиных крылах, наконец, в Эфирее Пиренской / Снизилась. Древних людей при начале веков тут явилось / смертное племя, - его дождевые грибы породили".
Грибы-прародители не случайно называются «дождевыми»: издревле было замечено, что представители грибного семейства самых разнообразных форм и расцветок дружно появляются после летнего дождя с грозой. Здесь мнения расходятся: в некоторых традициях ответственным за происхождение грибов, во всяком случае, некоторых из них, считается дождь, в других – удар молнии. Известна греческая и римская поговорка о том, что грибы растут не от дождя, а от грома.
В некоторых случаях связь с громом отражается в названии гриба. К примеру, рус. «громовник», словен. molnjena goha, Древнегреческое название одного из видов земляных грибов κεραΰνιον означает букв. "удар молнии". Литовцы связывали происхождение грибов с ударом грома-молнии: ’После грозы хорошо грибы растут, видать, землю потрясло’.
Основным мотивом индоевропейского мифа о громовержце была его ссора с женой или детьми, в результате которой они наказываются изгнанием на землю. Гром и молния рассматривались как орудия их наказания. В варианте с детьми Громовержца, эти «божьи дети», сброшенные на землю, превращаются в грибы, насекомых, червей, жаб, змей и прочих хтонических существ.
В китайской традиции происхождение грибов от грома отразилось в их названии: Lei-chingTan ‘гриб, произращенный громом’, Lei-shêngChün ‘гриб громового раската’, Lei-Chün ‘громовой гриб’. В Древнем Китае гриб ку или хи, символ долгой жизни, назывался также чудо-грибом, грибом богов или растением бессмертия. По преданию, на китайских "островах блаженных" находится состоящий из золота и серебра "грибообразный дворец".
Ма-гу («конопляная дева»), бессмертная фея, помогающая людям, изображалась с волшебным пятицветным грибом линчжи («чудесный гриб»), дарующим бессмертие. Особо почитались чжи, растущие на тысячелетних деревьях, либо подле их корней, обладающие целебными свойствами. Изображения чжи как символа долголетия чрезвычайно популярны в китайской живописи.
Использованные материалы:
- Овидий. Метаморфозы VII 391- 393;
- Мифы народов мира, т. I, II;
- Ганс Бидерманн. Энциклопедия символов.