Грибы в мифологииТрадиция использования опьяняющих грибов была широко распространена у коряков. С этой целью использовали мухоморы и надо было хорошо разбираться в этих грибах, чтобы не лишиться жизни, потому что  «из нескольких видов гриба с красной шляпкой в белую горошину только один является опьяняющим галлюциногеном, а все остальные — смертельным ядом».

Тан-Богораз утверждал, что коряки были единственным дальневосточным племенем продолжавшим употреблять мухоморы вплоть до конца XIX века. Российский путешественник и ученый Я. Линденау писал, что «наевшись мухомора – Wapach, корякские шаманы начинали предсказывать будущее. Другие же едят его потому, что от этого пьянеют».

Коряки сушили грибы на солнце и ели целиком, либо делали экстракт на воде, оленьем молоке или соке некоторых ягод. Когда грибы ели целиком, их сначала поручали разжевать женщинам, затем  эту влажную массу глотал мужчина.  Само знание о галлюциногенных свойствах этого гриба тоже приписывалось женщине: это она заметила, что олени пьянели от грибов.

 

Поскольку психоактивные вещества гриба, проходя через тело человека, не подвергаются разрушающему метаболизму, моча продолжала сохранять опьяняющий эффект. Это было подмечено  тоже по поведению оленей, исступленно вылизывавших снег, смоченный такой мочой. Те коряки, которые по бедности не имели возможности иметь запас сушеных мухоморов, поджидали вокруг жилищ богатых сородичей, когда гости выйдут помочиться. Тогда они подставляли деревянную емкость для сбора мочи, которую с жадностью и выпивали, так как она содержала в себе силу гриба,

В старину коряки устраивали осенью праздник кита. С.П. Крашенниников оставил подробное описание этого праздника. Совершив все церемонии, связанные со «встречей»  кита и «проводами» его духа, жители поселения с 11 по 15 октября не работали, ходили друг к другу в гости и устраивали пиры. «Старики ели грибы-мухоморы и, когда опьянение  проходило, рассказывали, куда их уносили «люди-мухоморы» и что они видели там».

Об особой близости человека и мухомора повествует одна корякская сказка, передающая разговор мухомора с другими грибами. Все грибы стараются спрятаться от человека по кустам и по болотам, одна только красавица-мухомор гордо остается стоять на стройной ножке. Удивленным грибам мухомор объясняет что он «жизнь показывает», открывает будет ли жить человек, какой сложится его жизнь.

Коряки считают, что творец Вселенной Куйкынняку (Великий Ворон) создал мухомор последним на земле,чтобы людям было веселее. Кроме того, на мухомора была возложена еще одна функция -  охранять мир от злых сил. «Ворон управляет своим творением с помощью мухоморов, а последующие шаманы (Куйкынняку, как известно, считается Первым шаманом) используют мухоморный экстаз, чтобы приобщиться к изначальным творческим силам».

 

Использованные материалы:

  1. В.Н. Федоров. Воители трех миров;
  2. С.П. Крашенниников. Описание земли Камчатки. Том 1;
  3. Олард Диксон. Мистерии мухомора. Применение галлюциногенного гриба в шаманской практике.