Фаллическая символика, придаваемая во многих традициях грибам, свойственна и ведическому соме. Так, в гимнах постоянно подчеркивается мужское начало сомы, такие проявления как возрастание, увеличение в объеме. Сома может выступать как жених или любовник. Эти черты связывают сому с грибами-фаллосами кетского мифа и с аналогичным представлением в русской традиции.
Возможно, самым главным качеством сомы, являлось целительство. Его целительные свойства обобщены в следующих строчках: «Этот Сома – бог; он лечит / Самые тяжелые болезни, которые переносит человек. / Он исцеляет больных, ободряет печальных, / Придает силу слабым, разгоняя их страхи». В гимне Ригведы (VIII, 48, 1) сказано: «Я приобщился к сладостному напитку жизни». Последующие строки гимна показывают конечную цель, которой достигает выпивший этот напиток: «Мы выпили сому, мы стали бессмертными, / Мы пришли к свету, мы нашли богов. Что может нам сделать теперь недоброжелательность И что – злоба смертного, о бессмертный?».
В «Авесте» «бангха», «банха» — название растения, получаемого из него продукта и вызываемое им состояние культового экстаза. В древнеиндийском это слово служит названием конопли и экстракта из нее, и восходит к общеарийскому периоду. Возможно, однако, что в «Авесте» словом «бангха» обозначается не конопля, или не только конопля, но и белена, потому что в более поздние времена слово «банг» в Иране, в том числе в зороастрийской традиции, означало именно белену и изготовляемые из нее наркотические средства».
Первоначальное значение слова сейчас трудно установить, однако на определенные размышления наводят слова «пангх», «панх»угорского языка (хантов и манси), связанные по происхождению с «бангха» и означающие «мухомор», настой из мухоморов, и «хмель» (опьянение). В мордовском и марийском языках «панга» значит просто «гриб».
У угров Зауралья мухомор играл важную роль в шаманском культе. «Перед камланием шаманы ели мухоморы или пили настои из них, приводя себя тем самым в состояние сильнейшего возбуждения. Считалось, что шаманы опьянялись мухоморами, чтобы общаться с богами, понимать язык духов, узнавать от них о сокровенном». Существовало представление о том, что в мухоморе пребывает особый дух, и употребляя эти грибы, человек входил в контакт с этим духом и обретал часть его мистической силы.
У хантов мухоморы употребляли исполнители героических сказаний. Это позволяло им практически без перерыва в продолжение всей ночи распевать самые разнообразные истории. В мансийском фольклоре шамана называли «мухомороедящим» человеком. В одном из мансийских героических сказаний, приведенном Чернецовым, рассказывается о том, как Эква-Пырыщ («Сыночек женщины», «эква» - женщина) привел шамана, повесил котел с мухоморами на огонь. Шаман съел грибов, стал в бубен бить, ворожить. «О проделках Эква-Пырыща вот-вот узнает».
К.Ф. Карьялайнен сообщает, что мухоморы ели и шаманы, и шаманки для того, чтобы вступить в контакт с Санке – небесным верховным божеством. Однако в Западной Сибири свойства мухоморов чаще использовали не для вступления в контакт с духами, а в лекарских целях. Хантыйский исылта-ку (лекарь-фокусник) размачивал в талой воде сухую пленку мухомора и сам гриб, давал больному выпить это снадобье, и сам выпивал небольшое количество его. Пациент на три дня погружался в глубокий сон в холодном помещении. Исылта-ку вместе с пациентом «отправлялся» к подземному богу Кали-Торуму, чтобы передать подарок и попросить не забирать больного.
Использованные материалы:
- Г.М. Бонгард-Левин, Э.А.Грантовский. От Скифии до Индии;
- В.Н. Федоров. Воители трех миров;
- Олард Диксон Мистерии мухомора Применение галлюциногенного гриба в шаманской практике.