Грибок Сlaviceps purpurea, паразитирующий на злаках был известен уже ассирийцам. Еще в 600 гг. до н.э. ассирийцы называли шпоровидные наросты или спорынью «ядовитой пустулой (споровой массой) в колосе зерна». Священные книги парсов (около 350 г до н.э.) сообщали: «Среди зловредных творений, созданных Angro Mavnes, есть гибельные злаки, которые вызывают у беременных женщин выпадение матки и смерть во время родов».
Некоторые виды рода Claviceps могут заражать большое число диких злаков, произрастающих в Греции, но рожь древние греки не ели, так как считали ее «черным зловонным товаром из Фракии и Македонии». Другое дело – ячмень. Из него делали пиво и древние греки почитали малоазийского пивного бога Сабазия и сменившего его в этом качестве Диониса.
В тайных ритуалах древних греков, известных под названием Элевсинских мистерий, использовался ячмень и по утверждению некоторых современных ученых эти ритуалы проходили под воздействием интоксикации, вызываемой грибком, которым были заражены зерна ячменя.
Посвящаемому в Элевсинские таинства подносился особый напиток – кикеон, с листьями мяты и ячменной мукой, разбавленной водой. Вместе с мукой в напиток попадала и спорынья.
Вкусив кикеон, посвящаемый получал необычный физический и духовный опыт: после дрожи, холодного пота и головокружения у него обострялись все органы чувств, он чувствовал себя как бы прозревшим слепцом, яркие видения вызывали ощущение благоговения и изумления. Эти признаки безошибочно указывают на опыт, вызываемый галлюциногенами.
«Конечно, - пишет Т. Чумакова, - никто не утверждает, что только это помогало участникам мистерий впасть в трансовое состояние. Нет, их долго готовили, они постились (пост усиливает действие психоделиков и предотвращает нежелательные желудочные реакции), объясняли, что они должны увидеть». Последнее очень важно, ибо представители разных культур имели различные видения, характер которых был обусловлен их знаниями и представлениями о мире.
К примеру, у самого Хоффмана, создателя ЛСД, женщина, которая принесла ему молока, предстала ведьмой с устрашающей внешностью. Представления же о ведьмах и дьяволе были характерны для христианской религии. Древние греки ни ведьм, ни дьявола не знали и готовились к встрече с богиней смерти и возрождения. Дополнительный эффект могла создавать музыка и «дым, полученный в результате сжигания специальных растений, среди которых могли быть маки».