Столь разные мнения о происхождении грибов отразились и на их названиях. В древне-греческом грибы назывались «пищей богов», а один из видов земляных грибов на древнегреческом означает букв. "удар молнии". В старофламандском грибы назывались dyvelsbrood – «хлеб дьявола», индейцы оджибве называли грибы «пищей мертвых», а индейцы сисиэтл «испражнением Грома».
Тем не менее, с глубокой древности и по настоящее время многие люди использовали и используют грибы в пищу. Для описания давности времен индейцы упоминают о том, что люди тогда ели грибы, тем самым, подчеркивая отличие первобытной эпохи дикости от современной, основой которой в качестве пищи служат окультуренные растения. В русской традиции идея глубокой давности времени, в котором происходило то или иное событие, выражается в поговорке «когда царь Горох с грибами воевал».
В одной из версий кхмерского космогонического мифа после потопа, когда водами была уничтожена жизнь, с неба на землю было послано 8 существ – промов, которые поначалу питались только грибами и плодами лианы, и только позже их пища стала состоять из окультуренного растения - риса. Промы и стали прародителями новых людей.
В африканском мифе бантуязычных буллу эта давность времени подчеркивается и тем, что в то время люди не только питались грибами, но даже не знали огня! Индейцы племени мундуруку, проживающие в Центральной Амазонии, характеризуют первобытные времена, в которые люди не знали ни охоты, ни, тем более, земледелия, как использование в качестве пищи дикорастущих клубней и древесных грибов.
Каяби, проживающие в Центральной Амазонии, говорят, что рикбакца - первые люди ели экскременты тапира и древесные грибы.
Охота и последующее одомашнивание животных, окультуривание маиса и овощных культур, дали возможность людям перейти к употреблению животной и растительной пищи, а прежняя пища, состоявшая из грибов, у многих стала восприниматься как «антипища», нередко меняя при этом свои функции. Отсюда последующее отрицательное восприятие грибов как пищи подземного мира, пищи мертвых, отождествление их с человеческой плотью и некоторыми человеческими органами.
Использованные материалы:
- Мифы народов мира, т. I;
- Ю. Березкин. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам. Аналитический каталог.