В ряде традиций отражается связь грибов с космическим мотивом, с происхождением частей космоса от грибов. Части гриба маркируют три мира, с ними связывается происхождение мира, происхождение не только животных и людей, но и небесных тел.
В китайской традиции широко распространены изображения громовых грибов около мирового дерева, или изображения гриба, выступающего дублером мирового дерева. Так, на ноинулинской ткани из монгольского могильника (I в. до н. э. – I в. н. э.), хранящейся в Эрмитаже, гриб с обоих сторон окружен изображениями мирового дерева, сверху гриба изображены две птицы, и эта композиция повторяется несколько раз как орнамент.
Информационно емким является рисунок на коре, сделанный австралийскими аборигенами земли Арнхейм. На рисунке изображено «грибообразное растение, змеевидные корни которого уходят в землю, а верхние части – в небо. Эти верхние ветвления покрыты стрелочками, интерпретируемые иногда как листья, но, видимо, допускающими и иное осмысление – как стрелы». Гриб-мировое дерево, гриб-прародитель или прародительница – мотив широко распространенный у разных народов.
По мифу саваров (сора, саора, соура, сабара) Индии, проживающих в штате Орисса, после сотворения мира вырос белый гриб Akangpang. Из него родилась Gadejangboi;«ее длинные волосы попали ей в рот, она их обрезала, из них возникли деревья и травы; ее вши превратились во все виды животных и птиц, она дала им имена».
Пангве - группа народов банту в Камеруне, Габоне и Экваториальной Гвинее, считают, что Nsambe создал лишь живые существа. Земля же возникла из нижней половины древесного гриба, а небо – из верхней половины подобно тому, как они возникают из яйца. Отсюда же возник весь видимый мир: солнце, звезды, деревья, горы, реки и праматерь, которая, как и древесный гриб, называется Alonkok.
По мифологическим представлениям черных тай, проживающих во Вьетнаме, первоначально вселенная имела форму гриба: шляпка гриба была небом, прикрывающим расположенную под ним землю. Небо-шляпка нависало так низко, что когда толкли рис, небо мешало песту, когда пряли, оно мешало веретену. Одна вдова ножом перерезала связь, которая удерживала небо и оно поднялось вверх.
В меланезийском космогоническом мифе происхождение Солнца и Месяца связывается с грибами. Миф повествует о том, что в море плавали мужчина и женщина, которые решили создать сушу. Для осуществления своего плана они хватают плывущий ствол дерева, и он превращается в землю. Затем они создают на земле растительность и два гриба. Гриб, брошенный мужчиной, стал Месяцем, а брошенный женщиной – Солнцем.
Использованные материалы:
- Ю. Березкин. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам. Аналитический каталог;
- Мифы народов мира, т. II