Back to Top

Сайт посвящен мифологическим представлениям народов мира

Растения

Растения в мифологии

Кипарис. Часть 3

Кипарис в мифологииКипарис был священным деревом Богини любви, и в Ливане богиню называли  кипарисом. «Сын Венеры на коленях матери» изображался в Риме как ребенок, выглядывающий из листвы кипариса. Финикияне иногда заменяли конический камень – бетил, посвященный Астарте, кипарисом.

В западносемитской мифологии известна триада  богов - Баалшамем, Малакбел и Аглибол. Малакбел («посланец Бела») был богом солнца и почитался в Пальмире. В эллинистический период он отождествлялся с Гелиосом. Известны римские изображения сцен рождения Малакбела, держащего на руках козленка, из кипариса; летящего по небу на колеснице, запряженной 4-мя грифонами; несомого в небе орлами в облике Гелиоса; его преображения ночью в Сатурна.

Ива. Часть 10

ИваПо корейским представлениям ива наделялась чудесной, магической силой, способной возрождать природу и повышать плодородие почвы. В посевной период в Корее повсеместно устраивались качания на качелях, привязанных к ветвям ивы: ива «выступала как носительница женского производительного начала, и этот обряд должен был способствовать хорошему урожаю». Кроме того вплоть до конца XIX в. существовал священный ритуал добывания огня в период летнего солнцестояния  посредством трения двух ивовых палочек. Именно ива была тем деревом, которое использовали для безопасного перехода от жаркого к холодному сезону.

Миф о Чакчегоне, потомке первопредка Хогёна повествует о том, как  он отправился на запад, попал в подводный дворец царя драконов и по его просьбе убил старого лиса. После совершения этого подвига Чакчегон  получил в жены дочь царя драконов, который подарил  ему также  свинью и ивовый посох.  У корейцев изображение двух переплетенных между собой ветвей ивы служило символом нерасторжимой любви.

Ива вместе с тростником, вишней, и сливой является  символом Японии. Японцы считают иву деревом печали, слабости, нежности, девичьего изящества, спокойствия, потребности в постоянстве и coeдинeнии. Все грациозное и изящное японцы сравнивают с ветвями плакучей ивы.

Ива. Часть 9

ИваВ Средней Азии с ивой были связаны представления о плодородии и возрождении. В узбекском поселении Сапаллитепа было найдено женское захоронение, скелет которого был осыпан небольшими веточками ивы. Такой же вид имело и мужское захоронение. У  узбеков-сартов окрестностей Маргилана существовал обычай, по которому  сыновья умершего бросали ивовые посохи, «на которые они опирались во время оплакивания как дома, так и по дороге на кладбище», в наружную камеру могилы.

Ива, как символ плодородия,  была атрибутом девичьих гуляний у узбеков-сартов. Эти гулянья носили название «праздник маков». Нарядные девушки, многие в красных платьях, собирались на холме, танцевали под аккомпанемент бубна, собирали маки и плели из них венки, вплетая вместе с маками «сорванную с веточек тала (ивы) кожицу с листочками».

У таджиков Каратегина и Дарваза существовал обычай вбивать ивовые колья в могилу у изголовья захороненного. Считалось хорошей приметой, «если эти намогильные палки зазеленеют». В новогодних ритуалах таджики использовали "специально сорванные ветви ивы,  служившие магическим средством, способствовавшим плодородию злаков".

Ива. Часть 8

ИваИва – дерево колдовское и пятое по счету в древесном календаре. Число пять было священным числом римской богини луны Минервы.  Месяц ивы начинался 15 апреля и заканчивался 12 мая. На середину его приходилось 1 мая, день, «известный оргиастическим праздником и обладающей колдовской силой росой... Возможно, что обычай носить ивовые ветви в вербное воскресенье, которое бывает в начале апреля, - традиционно определяет начало ивового месяца». Древние римляне верили в защитную силу дерева, в его способность отгонять несчастье. Они верили, что для этого надо найти дерево с полым стволом, стать внутри него и произнести соответствующие зaклинaния.

Ивы считаются священными в Иерусалиме, где ежегодно празднуется «шестидневный праздник ивовой ветви, во время которого ивовые прутья приносят из священного места, известного как Моца. В свое время ивовые ветви раскладывали вокруг алтаря в Храме». Праздник ивовой ветви называется праздником кущей– днем ивы, когда древние евреи торжественно, устраивая пышное шествие,  приносили из Силоамского источника воду. На Празднике Кущей проводились церемонии вызывания дождя, в которых фигурировала ива.  «Культ ивы, - как пишет Р. Грейвс, -  был связан с богиней Анат, позже жрецы стали утверждать, что ива является священным деревом Яхве». И далее: "Праздник кущей начинался как праздник осеннего урожая, и, согласно Талмуду, фарисеи с трудом могли справиться с  традиционным "легкомыслием" женщин". 

Ива. Часть 7

ИваВенок из ветвей ивы выступил символом поражения, которое Ахелой, бог одноименной реки, потерпел от Геракла в соперничестве за руку Деяниры. В пылу схватки Ахелой принимал образы  пятнистого змея, быка и человека с бычьей головой, но Геракл сломал его правый рог.  "Опозоренный Ахелой ретировался, скрывая недостающий рог под венком из ивовых ветвей».

Гадание по ивовым прутьям было известно фракийцам,  кельтам, как об этом свидетельствует Тацит ("Германия" X), и скифам (Геродот, I). Известный миф о фракийском царе Терее, его жене Прокне и ее сестре  Филомеле по мнению Р. Грейвса обязан своим происхождением неправильно понятым росписям  одного из храмов Давлиды, вторгшимися  туда фокидцами.  На храмовых росписях были изображены «различные местные методы гаданий». По мифу Филомела, подвергшаяся надругательству со стороны Терея, который к тому же отрезает ей язык, чтобы она не смогла рассказать об этом сестре, сообщает ей о своем рабском положении, вплетя тайное послание в узоры брачного одеяния для Филомелы.

Ива. Часть 6

ИваПо эллинским сказаниям, как пишет Павсаний.  самым древним деревом считалась «ива, которая растет в храме Геры на Самосе;   за ней следует додонский дуб, затем оливковое дерево...».  В  самосском культе Геры существовал следующий интересный обряд: «Раз в год ее изображение (якобы) исчезало из храма, вешалось где-нибудь на морском берегу на стволе ивы и обвивалось ее ветвями. Там изображение «находили» и угощали свадебными пирогами.

Несомненно, что этот праздник прежде всего ритуальный брачный обряд, потому что самосское предание гласило, что Зевс с Герой до брака долгое время жили в тайной любовной связи. ...и в Плате изображение богини отправляли сначала в сокровенную лесную местность, быть может, согласно преданию, о котором рассказывает Плутарх: Зевс похитил Геру и спрятал ее в пещере Кифейрона».

Ива. Часть 5

ИваЦелительным сpедством освященная ива-веpба считалась y всех славян. Ею окypивали, pастеpтyю в поpошек пили (с можжевельником), пpикладывали в пpимочках. Hа веpбy пеpеносили болезни. Сеpбы вновь выyченный заговоp сначала пpоизносили "на веpбy", а потом yж наговаpивали на людей и скот. Так постyпали "чтобы заговоp так же легко пpинялся, как пpинимается веpба". Ивовые ветви упоминаются в  русском заговоре девицы от тоски: «...шли дщери Иродовы, несли в руках пруты ивовы, а шли они в мир кости сушить, тело знобить, недугами мучить».

Кора ивы была самым древним источником жаропонижающего средства – салициловой кислоты, которая и в наше время «благодаря ведьмам, которые не дали забыть данное Богиней лекарственное средство», используется в виде аспирина (ацетилсалициловой кислоты). Отвар ивовой коры ценился также и как важнейшее лекарственное средство от ревматизма. Поскольку ива растет во влажных местах, а ревматизм вызывается сыростью, подобное лечили подобным же. Ивовыми жгутами часто связывали расщепленные деревья, через которые пропускали больных грыжей или рахитом детей. Иногда для такого лечения использовали и саму иву, либо специально расщепленную, либо имевшую естественный проем.

Ива. Часть 4

ИваИва была символом непрерывности жизни и, многие обычаи славянских народов, связанные с ивой, свидетельствуют о священном статусе этого дерева. Сербы и поляки из освященной вербы делали кресты и втыкали в пахотную землю для защиты от града. Освященные вербные ветви поляки и болгары сжигали для отвращения бури.  В Карпатах при грозе ломали освященную вербу и жгли в печке, «чтобы дым отвел грозу и дьявол при этом не прятался в трубе». Сербы заплетали из вербы  венки в Юрьев день, «чтобы прибыль в доме росла, как верба весной».

В день Сорока мучеников в Алексинацком Поморавье пастух-серб стегал скот ветками вербы  и кизила, говоря: «Будь здоров, как кизил, и расти, как верба!», а девушки и парни ходили вместе к зарослям вербы, хлестали друг друга ветками вербы и произносили такое же заклинание. Для обряда  вызывания дождя сербы выбирали девочку, называемую  додола, и  обнажив ее, обряжали в ветви ивы. Додола ходила с веткой ивы в руке от дома к дому и ее обливали  с головой водой.

Ива. Часть 3

ИваИва  “плачем” предсказывает дождь: «Порой с листьев ивы капли падают так часто, что под деревьями земля становится мокрой. Отсюда, наверное, и пошло народное название ивы – «плакучая». Связь ивы с водой и Луной, сделала иву причастной  женской магии.

В традиции восточных славян ива (укр. верба) считалась священным деревом. Раз в году в ночь на Ивана Купалу ива украшалась цветами, возле нее жгли костры. По окончании праздника ветки ивы сажали во двopaх. Из ивовой коры делали ожерелья и бpacлeты.

Ветви с вербными сережками освящали в церкви и хранили дома как защиту от молний и всевозможного зла. Сережкам вербы приписывалась особая магическая сила. Освятив в церкви вербные веточки, крестьяне по возвращении домой глотали вербные почки «для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь.

Ива. Часть 2

ИваВ древесном алфавите друидов  ива была деревом пятого месяца - Saille, священным деревом Тройственной лунной Богини, деревом, очень почитаемым колдуньями. «Луна владеет ивой», указывает Калпепер в своем «Полном гербарии». Ива была священным деревом друидов. «Человеческие жертвоприношения друидов совершались при полной луне и в ивовых корзинах, а кремниевый нож был выточен в форме ивового листа». В «Песне лесных деревьев» сказано: «Не жгите иву, священное дерево поэтов». Тесная связь между поэтом и провидцем уже отмечалась в статье о дубе.

Барбара Уокер указывает, что в кельтской мифологии ива считалась символом богини Арианрод ("Серебряное колесо"), одной из трех мифических королев Британии, почитавшейся одновременно и как девственница и как мать-земля. В "Триадах" она называется одной из трех блаженных (белых) леди Британии. Это – все та же ипостась Белой Богини, тройственной богини Луны. Грекам она была известна «как Гели или Ива. Гели – девственная форма Гекаты, охранявшая обитель муз, гору Геликон. Ее ивовый венок являлся космическим символом, связанным со звездами. Созвездие Большая Медведица... именовали Лигодесмой, т. е. «связанной ивой», потому что  руки ее были перевиты ивовыми ветвями».

Подкатегории

Страница 17 из 34