В греческой мифологии кипарис считался священным деревом как богов - Аполлона, Аида-Плутона, Сильвана, Крона, так и богинь – Кибелы, Персефоны, Афродиты, Артемиды, Геры, Эвриномы, Афины и Гебы. Согласно одному мифу в кипарисы превратились дочери царя Этеокла. В Псофиде кипарисы тоже связывались с женским началом. Они росли вокруг могилы Алкмеона, сына Амфиарая: "Считая их посвященными Алкмеону местные жители не позволяют себе их рубить; они называют их «девами»". Согласно другому мифу в это дерево превратился юноша по имени Кипарис. Палица Геракла, скипетр Юпитера и стрелы Эрота были сделаны из кипариса.
Геба считалась дочерью Зевса-Юпитера и была богиней вечной юности, исполнявшей обязанности виночерпия на пирах богов. Культ Гебы существовал во Флиунте на Пелопоннесе. На акрополе Флиунта росла кипарисовая роща и находился «очень древний и чтимый храм; богиню, которой посвящен этот храм, древнейшие писатели называют Ганимедой, позднейшие Гебой».
Описывая культ Гебы, Павсаний сообщает: «Среди знаков почета, которые флиасейцы воздают этой богине, величайшим считается то, что она имеет право оказывать покровительство прибегающим к ней с мольбой о защите ( рабам): молящим предоставляется здесь неприкосновенность, и рабы, закованные в цепи, избавившись от них, посвящали свои оковы богине, вешая их на деревья этой рощи».
Афродита была богиней любви и одним из ее имен было Киприда. Это имя было дано богине по о. Кипр – главному месту ее культа, потому что сам остров весь зарос кипарисами. Стрелы ее сына Эрота (рим. Купидон) были кипарисовыми. В ежегодных ритуалах оплакивания Афродитой погибшего Адониса участники процессии несли кипарисовые ветви. Возможно, в связи с этим культом кипарисовая ветвь стала восприниматься исключительно как знак смерти и ее стали использовать в похоронных ритуалах. Древнегреческий писатель Лукиан, описывая храм Афродиты на острове Родос, упоминал, что наряду с плодовыми деревьями его окружали "те, которые плодов не приносят, но которым красота заменяет плод: кипарисы и платаны до неба высотою...".
Представление о кипарисовой ветви как символе смерти и траура могло быть связано и с греческим мифом о юноше Кипарисе, любимце Аполлона. Овидий в «Метаморфозах» рассказывает историю о привязанности Кипариса к прекрасному оленю, посвященному нимфам. Его рога были вызолочены, жемчужное ожерелье украшало его шею, с ушей спускались драгоценные украшения. Кипарис любил и баловал оленя, украшал его рога венками из душистых цветов и водил на сочные пастбища. Но однажды в знойный день, когда олень укрылся от жгучих лучей солнца в тени кустов, охотившийся Кипарис, не узнав своего любимого оленя, метнул в него копье и поразил насмерть.
Юноша так горько оплакивал смерть любимого друга, что боги превратили его в дерево печали, чтобы он мог вечно предаваться тоске. Опечаленный горькой участью своего любимца, «застонал» Аполлон: "Ты, оплаканный нами, Будешь оплакивать всех и пребудешь с печальными!…». Кипарисовую ветвь устанавливали у входа или вешали над дверьми того дома, где находился покойник.
В Фокиде кипарис был посвящен Артемиде, также и в Коринфе и Мессене «он был сакральным деревом Артемиды Кранаи или Карнасии... вечнозеленым заменителем боярышника, также посвященного Кранае, или Карнее. ...он символизировал воскрешение в орфических мистериях, бегство солнечного героя с заросшего ольхой острова Калипсо и был приписан к культу Небесного Геракла. Кипарис все еще является первым символом воскрешения в средиземноморских церквях». В Коринфе перед городом находилась кипарисовая роща называемая Кранеон. В ней был священный участок Беллерофонта и стоял храм Афродиты Мелениды (Темной). На вершине горы Ликоны, покрытой «прекрасными кипарисовыми деревьями», был воздвигнут храм Артемиды Ортии (Прямостоящей).
Священные рощи кипарисов росли во многих местах Древней Греции. Кипарисовая роща окружала храм Зевса Немейского. По рассказам, именно в этой роще кормилица положила на траву Офельта и его укусила змея. В святилище Асклепия на о. Кос под угрозой штрафа в 1000 драхм было запрещено срубать кипарисовые деревья.
Использованные материалы:
- Павсаний. Описание Эллады, кн. II, VIII ;
- Мифы народов мира, т. I;
- Овидий. Метаморфозы, X 106-142;
- Р. Грейвс. Белая Богиня;
- Д.Дж. Фрэзер. Золотая ветвь.