КедрКедр (греч. kedros, лат. cedrus) с древнейших времен почитался за прочность своей древесины и ароматическую смолу.  Это огромное, благоухающее вечнозеленое дерево тесно ассоциируется с Ближним Востоком и Средиземноморьем.  Кедр является национальным деревом и символом Ливана. Это дерево может достигать высоты до 60 метров, диаметр  кроны при этом составляет около 3 м. Продолжительность  жизни  кедра доходит до 3 000 лет. В древние времена кедр символизировал победу жизни над смертью.  В Месопотамии богатые смолой кедровые и сосновые шишки использовались в ритуальных церемониях для привлечения богатства и для защиты от опасных болезней.

Уже на заре египетской истории кедровый строевой лес привозили в бедную деревом страну на Ниле из Ливана. Египтяне использовали древесину кедра для строительства кораблей, изготовления мебели, саркофагов, кедровая смола использовалась для бальзамирования. Священная барка Амона ("сокрытый") – «Солнечная ладья» была сделана из кедра. «Папирус времен Рамсеса XII ~1118-1090 гг. до н. э.  повествует о путешествии в Библ египетского жреца и вельможи Унуамона за горноливанским кедром для обновления священной барки Амона.

 

 

Финикийцы посвятили это дерево богине планеты Венера Астарте. Кедровые леса были самым ценным естественным богатством Финикии. Кедры, из которых делались балки для судов,   «считались основой для кораблестроения, если не во всем древнем мире, то, во всяком случае, в  древневосточном мире. Наряду с кедрами в древности в Финикии имелся прекрасный ливанский дуб, который также играл важную роль в экспорте». Особое мифологическое значение имел ливанский кедр - «царь кедров». Согласно библейской  традиции, он был использован Соломоном при возведении Иерусалимского храма, который был построен из камня, но сверху покрыт кедровыми досками, привезенными с гор Ливана.

«Иудеи позаимствовали почитание кедра у ассирийцев, - пишет Барбара Уокер, - которые считали кедр «источником чистых чар, изгоняющих враждебных демонов». Они верили, что крона кедра способна исцелять больных, что на его коре начертаны тайные имена богов, что сутью самого дерева является «открытие прорицаний неба и земли». Подобно дубовым рощам Европы, кедровые рощи считались пророческими святынями».

С кедром были связаны представления о красоте, постоянстве, здоровье, бессмертии, неразрушимости, невредимости, силе, процветании, гордости, величия.  В Вавилоне считалось, что кедр находится под покровительством  бога Энки. В Ассирии он символизировал царя, в древнееврейской традиции – царство, благородство, благовонность.  Позднее кедр почитался как  эмблема Христа.

Кедр считался деревом жизни и вечной молодости, и представление о том, что деревянные балки Гераклейона  (храма в честь Геракла), видимые в  III в до н. э. не сменялись  якобы со времени основания храма, дало основание поэту Селию Италику (III, 17-20) утверждать: «Сам бог присутствует в храме, отгоняя от него старость». Следовательно, кедр воспринимался как воплощение бога.  Интересно отметить, что ксоан (деревянное изображение) Артемиды в Орхомене, стоял «в дупле большого кедра, и от этого самую богиню называли Кедреатис (Кедровая)».

В ларец из кедра спрятала мать будущего коринфского тирана Кипсела, «когда бахкиды старались найти его после рождения. В память спасения Кипсела его потомки, так называемые кипселиды, посвятили этот ларчик в Олимпию, а ларцы коринфяне называли  тогда кипселами; от этого, говорят, и мальчику дали имя Кипсела…».  Надо полагать, что это был погребальный ларец, поэтому врагам не пришло в голову искать в нем младенца.  

Использованные материалы:

  1. Ганс Бидерманн. Энциклопедия символов;
  2. Сандра Форти. Символы. Энциклопедия;
  3. Барбара Уокер. Символы, сакралии, таинства;
  4. К. Матвеев, А. Сазонов. Пять жизней древней Сури;
  5. Павсаний. Описание Эллады,  кн.V.