Растения
Растения в мифологии
Растения в мифологии
В Англии апельсин считается счастливым плодом. Считалось, что если юноша дарит девушке апельсин, то это укрепит их любовь Цветы апельсинового дерева стали непременным атрибутом каждой свадьбы. Многие считают их талисманом удачи, однако эти цветы символизируют плодородие и гарантируют, что у невесты обязательно будет дети.
В Норфолке был записан интересный пример того, что сохранилось от былой приворотной ворожбы с использованием апельсинов. Мужчина, который хотел добиться любви избранной девушки, должен был взять апельсин и иглой проколоть его кожуру по всей поверхности в местах пор. Затем он должен был положить апельсин себе под мышку и проспать с ним всю ночь. На следующий день он должен был вручить апельсин девушке и проследить, чтобы она его съела. Если это ему удавалось, он мог быть уверен, что она ответит на его любовь.
Цветы апельсина должны были привлечь любовь и содействовать обретению большого потомства. «Таким образом, цветы апельсина, которыми украшает себя невеста, - это одно из многочисленных проявлений распространенного во всем мире культа щедрых древесных духов. Это призыв к духу апельсина, чтобы он не оставил невесту бесплодной».
Как символ плодородия апельсин долгое время ассоциировался с любовью и браком. По легенде апельсин был тем самым «золотым плодом», который Юнона дала Юпитеру в день бракосочетания. Греческий миф рассказывает о том, что Гера получила дерево с золотыми яблоками как свадебный подарок от матери-Земли – Геи. Росли эти золотые яблоки в саду на крайнем западе, который охраняли дочери Ночи – Геспериды. По другой версии Гея подарила золотые яблоки Зевсу, когда тот женился на Гере.
Три золотых яблока срывает Афродита в угодьях посвященного ей храма на Кипре и вручает юноше Гиппомену, откликаясь на его мольбу. Влюбленный в Аталанту юноша, может жениться на ней лишь одержав победу над ней в беге, между тем еще никому не удавалось обогнать девушку. По совету Афродиты юноша, которого начинает догонять Аталанта, бросает золотое яблоко и Аталанта, удивленная необычным плодом, останавливается, чтобы подобрать его. Трижды примененный прием позволяет Гиппомену добежать первым и жениться на любимой.
Апельсин (Citrus sinensis) - вечнозелёное плодовое дерево родом из Юго-Восточного Китая. Так, в одной из Китайских рукописей, датируемой 1178 годом, описывается 27 лучших сортов апельсинов и мандаринов. В настоящее время в современных местах обитаниях дикие формы апельсина не найдены.
Место происхождения этого цитруса определило его название в европейских странах – «китайское яблоко». Голландское appel-sien представляет кальку с франц. pomme de Chine (pomme – «яблоко», de – «из», Cnine – «Китай»). Английское название дерева - "orange" - происходит от арабского "naranj". По-персидски апельсин назывался «narang», по-испански «naranja». Начальная буква «n» была утеряна из-за путаницы с неопределенным артиклем в английском языке – слово «a naranja» постепенно превратилось в «an orange».
В Испанию арабы завезли горький апельсин или померанец горький (Citrus aurantium). Сладкий апельсин был завезен позже возвратившимся в Португалию путешественником Васко да Гаммой. В настоящее время Севильский апельсин (померанец) выращивают в основном ради цветов, обладающих сильным ароматом - их используют в парфюмерном производстве.
В Японии шелковица была почитаемым деревом. В глухих горных районах Японии была широко распространена легенда о девушке, вступившей в связь с конем, вследствие чего оба превратились в шелковичных червей. Развилка тутового дерева служила женским сексуальным символом. На Окинаве существовало поверье, что произнесение слов "развилка тутового дерева" или "пребываю под тутовым деревом", обеспечивало безопасность, когда гремел гром.
Для объяснения этого поверья приводилась легенда о том, что в старину бог грома разбушевался и упал на тутовое дерево. «Поскольку тутовое дерево очень твердое, гром застрял в его развилке и скончался. С той поры гром опасается тутовых деревьев. Также и на островах Амами-Осима, когда гремит гром, произносят слова "под тутами, под ними".
В других местах, чтобы защититься от грома поднимали над головой листья тута, втыкали ветку тута с листьями перед входом в дом. «В сочинении Масуми (Юки-но тантакухэн, 1786) говорится: "Если с ветром придет бог грома, нужно поднять над головой ветку тутового дерева, и тогда небо прояснится"». Одна из историй объясняет, что «в старину на тутовое дерево, к которому был прикреплен серп, упал гром. Поскольку гром поранился и скончался, с той поры он опасался опускаться на тутовые деревья, и при звуках грома люди начинали кричать "тутовое поле, тутовое поле"!
В Китае существовало много историй о чудесных рождениях, связанных с дуплистой шелковицей. Императора Шао-хао звали также Цюнсанши (Рожденный у дерева цюнсай) или Санцюши (Тутовый холм). Его мать «забавлялась на воде близ тутового дерева – цюнсан со спустившимся с неба божественным юношей, который оказался духом звезды Тай-бо. В память о необычайных радостях, которые она познала, купаясь в этом месте, ребенка и назвали Цюнсан».
В сочинении "Ши и цзи" говорится: "Цюнсан – это одинокое тутовое дерево у Западного моря. Оно тянется вверх на восемь тысяч чи. Листья у него красные, а ягоды фиолетовые. Раз в десять тысяч лет на нем появляются плоды. Съевший их будет стареть медленнее, чем предопределено небом".
По легенде и Чжуань-сюй родился из дерева жо – полого тута, которое в мифе о солнцах растет на крайнем западе. Заходящее солнце садится на это дерево. Взобравшись на него после рождения, Чжуань-сюй стал императором. Даже о Конфуции рассказывают, что он родился из дупла тута. Любопытно отметить, что на многих островах Южных морей существовало представление о мужчине-солнце, который «спустился в нижний мир по священному дереву и оплодотворил женщину – Великую Землю». Это священное дерево представлялось бесплодным, т. е. полым.
Шелковица в мифе о Северном и Южном созвездиях выступает как дерево центра, под которым встречаются северное созвездие с южным. Под тутовым деревом играли в облавные шашки дух созвездия Бэйдоу («северный ковш»), имеющий власть над судьбой и смертью, и дух Наньдоу («южный ковш»), ведавший рождением.
Проситель за сына, который по предсказанию гадателя должен был прожить короткую жизнь, молча поставил перед ними вино и оленье мясо. Увлеченные игроки съели все и лишь потом заметили просителя. Бэйдоу - дух или группа духов Большой Медведицы - решил отблагодарить просителя и поменял цифры жизни и смерти его сына в книге судеб.
В культе шелковицы самым главным была связь этого дерева с производством шелка. Из самых древних письменных источников следует, что тутовые деревья с древних времен росли по всему Китаю, и разведение шелковичных червей являлось исключительно женским занятием. В "Шань хай цзин" упоминается, что на горе Сюань растет громадная шелковица. У нее длинные листья, а ветви расположены в четыре яруса. Цветы этого дерева желтые, с красными прожилками и синими чашечками. «Это дерево называется «шелковицей прародительницы».
Китай - родина шелковицы, и в китайской мифологии очень популярен мотив чудесного тутового дерева, связанного с солярным культом и плодородием. В мифе о 10 солнцах – золотых воронах, говорится, что были они детьми матушки Си-хэ и жили на востоке на дереве Фусан («поддерживающее тутовое дерево»). На самой верхушке дерева сидел яшмовый петух, возвещавший рассвет. По некоторым версиям солнце везет в колеснице сама Си-хэ. Постепенно оно приходит на крайний запад, где садится на другое солнечное дерево – жо, цветы которого освещают землю.
В древнекитайском трактате "Шань хай цзин" («Канон гор и морей»), описывающем реальную и мифическую географию Китая и соседних земель вместе с их обитателями, говорится, что на растущем в Долине Кипящих Ключей тутовом дереве – фусан «совершают омовения десять солнц». В философском трактате "Хуайнань-цзы" говорится: "Солнце поднимается из долины Янгу, купается в пруду Сян и обмахивается тутовым деревом. Это называют "утренней зарей".
В сочинении "Описание десяти островов" говорится о двух деревьях фусан, имеющих общие корни: «Таким образом они поддерживают друг друга. Поэтому их называют деревьями фусан – "взаимоподдерживающими". Бессмертные питаются плодами этих деревьев». Один из бессмертных по имени Чансан-цзюнь («господин длинное тутовое дерево»), давал знаменитому врачевателю 6 в. до н. э., принявшему имя бога-покровителя врачевателей Бянь Цяо, чудесные капли. Через 30 дней Бянь Цяо смог видеть сквозь стены и проникать взором во внутренности человека.
В Шумере шелковица (тутовник) входила в число священных деревьев. Каждое из таких почитаемых деревьев соотносилось с определенным городом и божеством. Например, тамариск считался священным деревом ниппурской традиции, а тексты, «восходящие к традиции Эреду, часто упоминают некое дерево кишкану, скорее всего тутовник». Интересно, что этому дереву придается эпитет «черный»: «Черный Кишкану возрос в Эриду, выращен он на чистом месте, блеск его чище лазури...».
Дерево кишкану выступает как мировое – оно возвышается над бездной. Текст, содержащий сведения об этом дереве, сохранился в составе лечебного заговора на табличке из библиотеки Ашшурбанипала, восходящей, по крайней мере к 1700 г. до н.э. «В тексте говорится о трех божествах – Кахегале, Игихекале и Кенабду из Эриду, которые выкапывают дерево кишкану и извлекают из него заклинания бездны. Число божеств, видимо, не случайно: именно на три зоны по вертикали обычно делится мировое дерево, черты которого, таким образом, присущи кишкану. В ритуале говорится о движении заклинаний снизу, из бездны, откуда они поднимаются вместе с деревом".
Шелковица, тут (тутовник) (лат. Morus) – плодовое дерево, которое может достигать высоты до 20 м, с густой кроной, цветущее в мае-июне. Плоды созревают во второй половине июля. Продолжительность жизни шелковицы 200-300 лет, реже 500. Однако встречаются сообщения о деревьях, возраст которых исчисляется тысячелетиями. В народной медицине с лечебной целью используют соплодия, листья и кору корней. Из перебродивших плодов получается крепкий спиртной напиток – тутовка.
В культуре распространены 2 вида: шелковица белая (Morus alba) и черная (Morus nigra). В стеблях и листьях шелковиц содержится млечный сок. Родина шелковицы белой – Восточный Китай и полуостров Корея. Откуда происходит культурное дерево ее черной «сестры» - неизвестно. В дикой природе шелковица черная произрастала в Центральной Азии.
Выращивают шелковицу не только ради ее сочных, сладких плодов, но в первую очередь ради получения листьев для выкормки шелковичного червя. Эта традиция, заимствованная на Востоке, широко распространена в Средиземноморье. Для выкормки шелкопряда обрубают ветви с листьями и раскладывают их в помещениях, где содержатся гусеницы шелкопряда. На дереве вскоре отрастают новые побеги взамен обрубленных.
У этрусков лесная груша, как сообщает Макробий, считалась несчастливым деревом, потому что находилась под покровительством нижних богов.
В Древнем Шумере существовала категория лекарей, именовавшихся а-зу («водознатцы»). Эти лекари занимались траволечением, но большинство лекарств изготовлялось из груши, сливового дерева, фиг, ивы, пихты, сосны.
Груша в старину почиталась черкесами, особенно теми, кто жил на побережье, как символ Сэоссэрэса, - великого путешественника, которому подчинялись ветры и воды. По описанию праздника в его честь, оставленному путешественником Тэбу де Мариньи в 1817 г., черкесы осенью срубали в лесу молодое грушевое дерево и обрубали все ветки. Далее, этот ствол грушевого дерева «с большой торжественностью вносят в дом под звуки различных инструментов и радостные возгласы всех обитателей, которые поздравляют его со счастливым прибытием. Его украшают маленькими свечками и на верхушке привязывают головку сыра». Это дерево считалось покровителем стад.
Мифология (c) 2011 -