Китай - родина шелковицы, и в китайской мифологии очень популярен мотив чудесного тутового дерева, связанного с солярным культом и плодородием. В мифе о 10 солнцах – золотых воронах, говорится, что были они детьми матушки Си-хэ и жили на востоке на дереве Фусан («поддерживающее тутовое дерево»). На самой верхушке дерева сидел яшмовый петух, возвещавший рассвет. По некоторым версиям солнце везет в колеснице сама Си-хэ. Постепенно оно приходит на крайний запад, где садится на другое солнечное дерево – жо, цветы которого освещают землю.
В древнекитайском трактате "Шань хай цзин" («Канон гор и морей»), описывающем реальную и мифическую географию Китая и соседних земель вместе с их обитателями, говорится, что на растущем в Долине Кипящих Ключей тутовом дереве – фусан «совершают омовения десять солнц». В философском трактате "Хуайнань-цзы" говорится: "Солнце поднимается из долины Янгу, купается в пруду Сян и обмахивается тутовым деревом. Это называют "утренней зарей".
В сочинении "Описание десяти островов" говорится о двух деревьях фусан, имеющих общие корни: «Таким образом они поддерживают друг друга. Поэтому их называют деревьями фусан – "взаимоподдерживающими". Бессмертные питаются плодами этих деревьев». Один из бессмертных по имени Чансан-цзюнь («господин длинное тутовое дерево»), давал знаменитому врачевателю 6 в. до н. э., принявшему имя бога-покровителя врачевателей Бянь Цяо, чудесные капли. Через 30 дней Бянь Цяо смог видеть сквозь стены и проникать взором во внутренности человека.
Существует легенда о происхождении лука из тутового дерева под названием "вороний плач": «ворон опустился на ветвь кудрании-шелковицы и ветвь склонилась до земли, а когда ворон взлетел, она выпрямилась и убила его. Потом из этой ветви изготовили лук, который и назвали "вороньим плачем». В "Книге ритуалов" говорится, что «при рождении мальчика берут лук из тута и шесть стрел из корня полыни и посылают их во все стороны света». Этот ритуал должен был обеспечить будущий путь мальчика. И тутовый лук, и стрелы из полыни были связаны с солярным культом. «Таким образом, не остается сомнений, что обожествление тутового дерева оказывается взаимосвязанным с солярными мифами и принципом мужского плодородия».
С тутовыми деревьями в древности были связаны ритуалы плодородия. «Такие выражения, как "радость в тутах" или "звуки на тутовой меже", всегда ассоциировались с любовными отношениями между мужчиной и женщиной». Великий Юй встретил и совокупился со встреченной им на поле Тайсан (Тутовое Плато) девушкой с горы Тушань. В тутовой роще собирались девушки и юноши для любовных игрищ при династии Инь. Считалось, что появление в это время над тутовой рощей пятицветной радуги, "служило подтверждением того, что соединение мужского и женского начал обеспечит богатый урожай".
Легенды связывали с тутовыми дуплистыми деревьями, отождествлявшимися с женским лоном, происхождение многих знаменитостей. Так, будущая мать знаменитого иньского министра И Иня, «забеременела, когда пребывала возле реки Ишуй» и, спасаясь от наводнения, угрожавшего ее родному селению, устремилась на восток. Бог, явившийся ей во сне и объявивший о грядущем наводнении, велел ни в коем случае не оборачиваться во время бегства, но девушка нарушила запрет и тотчас превратилась в дуплистый тут. Вскоре некая девушка, собиравшая тутовые листья, обнаружила в дупле плачущего младенца и отнесла его правителю.
Использованные материалы:
- Мифы народов мира, т. I, II;
- Исида Эйтиро. Мать Мамотаро.