Грецкий орех в мифологииВ Средней Азии существовала вера в особую категорию «вредных» деревьев и кустарников, которые служат пристанищем злых духов (джинов, албасты).  «Прежде всего такой недоброй славой окружено в Средней Азии дерево грецкого ореха, находиться под ним, особенно на закате солнца, не рекомендовалось во избежание враждебных акций со стороны злых духов, гнездящихся в его ветвях».

В Абхазии в древности справлялся праздник Аитара, семидольного божества скотоводства и земледелия, который назывался лаба Аитара  - "палка Аитара". Главным атрибутом этого праздника была ореховая палка, которую втыкали в землю под деревом.

Абхазский нартский эпос сохранил свидетельство особого отношения к грецкому ореху, упоминающемуся вместе такими мифологически значимыми деревьями, как  дуб и шелковица (тута). В абхазском варианте  оскорбленная дочь ацанов вспарывает себе живот и, выхватив младенца  Цвица, бросает его отцу и исчезает, дав наказ выкормить ребенка расплавленным металлом. Цвиц вырастает героем, помогая нартам во всех их подвигах.

 

 

Однажды он поспешил на помощь Сосрыкве, младшему нарту, который отправился сразиться с великанами, засевшими в крепости. Сатаней вручает Цвицу шашку, с помощью которой только и можно одолеть великанов, и велит передать Сосрыкве, что тому надо предпринять:  «Пусть разыщет Сосрыква семь стволов дубовых, и семь стволов шелковицы, и семь стволов ореха. Пусть добудет он жилы 100 быков и построит катапульту, стреляющую бревнами толщиной с туловище человека. Пусть привяжут тебя к стволу кизила, туго натянут тетиву, свитую из ста бычьих жил, и запустят вместе с тобою во вражескую крепость».

В Грузии духов инфекционных болезней,считавшихся детьми древнего  грузинского  божества Нана, называли собирательным именем Батонеби («владыки, господа»). В семье, один из членов которой болеет, готовят для угощения Батонеби сласти, зажигают ореховое масло, завешивают красной тканью комнату больного, ставят украшенное подарками дерево Батонеби, исполняют ритуальную песню-мольбу «Батонебо» (или «Иав Нана»).

 

Использованные материалы:

  1. Р. Безертинов. Тенгрианство – религия тюрков и монголов;
  2. Ж. Дюмезиль. Скифы и нарты;
  3. Мифы народов мира, т. I.