К древнейшим мифологическим образам Месоамерики следует отнести женское верховное божество, олицетворявшее одновременно небо и землю, жизнь и смерть - так называемую "богиню с косами". В зооморфных изображениях она выступала в облике жабы как владычица земли,  в образе утки - как владычица воды, могла принимать и  образ паука.  Сохранились антропоморфные статуэтки богини с триединым торсом: девушки с 4-мя косами,  женщины с подчеркнутыми чертами пола и старухи с отвислой грудью.

В мифологии ацтеков жаба была символом смерти и связывалась с подземным чревом перерождения. Изображения  бога-творца Тескатлипоки, вобравшего в себя черты многих древнейших богов, представляли его с оторванной ногой.  На найденном в Теночтитлане рельефе  изображено рождение Тескатлипоки землей, представленной в виде жабы. Тескатлипока "выходит из ее сердца, переданного знаком "чальчи' утль" ("драгоценность"); правая нога его ниже колена заканчивается знаком "атлачинолли" – символом "священной войны". Следовательно, божество рождается землей-жабой с поврежденной ногой, хотя в позднейших мифах  упоминается только о том, что Тескатлипока потерял ногу в борьбе с каким-то чудовищем. 

 

 

"В древней Мексике земля часто изображалась в виде животного, живущего в почве и хоронящего себя в земляном царстве". По мифологическим представлениям индейцев тараумара (язык юто-ацтекской группы), проживающих в горах на северо-западе Мексики, мир держит на себе жаба.

Майя представляли жаб и лягушек посланниками или гостями бога дождя Чака. В жизни майя кукуруза была важнейшим продуктом, и культ бога дождя Чака, в котором персонифицировалась живительная сила природы  был очень развит. Такая тесная связь этих земноводных с дождем, могла послужить основанием для  использования жабьего яда в дождевой магии. На эту мысль наводит широко использовавшийся в искусстве древних майя мотив жаб, грибов и водяных лилий - трех объектов, обладающих психотропными свойствами.  "Когда Чак не посылал дождь, жрец, для того, чтобы установить более тесный контакт со всемогущей силой, в руках которой находится его судьба, мог принять дозу вещества, принадлежащего посланникам этой силы". Возможно, что и свистки в форме лягушек использовались для вызывания дождя. В культуре мочика свистом вызывали духов, а жаба или лягушка тоже выполняли роль духов-помощников, служа  "связником" между жрецом и богом дождя.

В мадридской рукописи имеются  изображения трех амфибий, известных своим громким кваканьем во время сезона дождей. В ней же изображено божество  с лягушачьими или жабьими  лапами, сеющее зерна и делающее борозды, в которые оно сажает побеги. Мотивы с жабами назывались уо, и так же назывался второй месяц, выпадавший на разгар дождевого сезона. Диего де Ланда Кальдерон, второй епископ Юкатана, описывая празднества месяца уо, упоминал танец под названием  "окот уил", которым заканчивались пиры. "Уил" - это сокращение от "уинал уо", означающего "лягушачий". Кроме того,  на одной из плит дворца в Паленке был изображен резной мотив из жаб, которые, вероятно, символизируют месяц  уо. Принципиальным элементом этих скульптурных изображений являются ядовитые железы, представленные тремя кругами с тыльной стороны головы.

У юкатеков амфибия считалась музыкантом или гостем Чака, бога дождя. Один из фрагментов мадридской рукописи представляет Чака с водой, льющейся из его ануса.  Бог окружен четырьмя лягушками или жабами, которые тоже испускают струи воды. Культ Чака, очень древний по своему происхождению, был характерен для Юкатана. "Согласно словарю Мотула, Чак был мужчиной огромного роста, который учил людей агрономии, и которого индейцы почитали как бога хлеба и воды, грома и молнии, иначе говоря, как бога мильпы, или земледелия". А поскольку лягушка (жаба) кваканьем предсказывала дождь, была очевидна ее тесная связь с богом.

В одном из захоронений в Каминальгуйю было обнаружено "несколько небольших ступок из серого камня в виде жаб или лягушек, камни из крупнозернистой лавы в виде грибов и треногий каменный гриб с головой ягуара". Набор подобных предметов указывает на то, что это было захоронение жреца или шамана, вместе с которым был захоронен и его "рабочий инвентарь". "Интересная связь между грибами и жабой замечена в современной области Киче, где один из несъедобных грибов называют "олом ихпек", что означает "голова жабы".

Все вышеперечисленные примеры дают основание для утверждения, что древние майя использовали жабий яд в качестве галлюциногенного средства  в дождевой магии. В измененном состоянии сознания жрец получал возможность  непосредственного контакта с божеством, от которого зависело плодородие почвы и обилие урожая маиса.

 

 

     Использованные материалы:

  1. Барбара Уокер. Женская энциклопедия. Символы, сакралии, таинства;
  2. Мифы народов мира, т. I;
  3. Фольклор и этнография. Связи фольклора с древними представлениями и обрядами , 1977г;
  4. Ю.Е. Берёзкин.Мир черепахи: от детских рассказов до космогоний. В связи с оберегом из североамериканской коллекции МАЭ;
  5. Марлин Добкин де Риос Растительные галлюциногены.