Происхождение бегемотов восходит к середине плиоцена, когда предки современных бегемотов населяли, помимо Африки, также Европу и Азию. В современную эпоху бегемоты - исключительно африканские животные. Кормятся они ночью, выходя из водоемов на прибрежные земли, и возвращаются в воду только с рассветом. Весь день они проводят в дремоте на песчаных косах и отмелях, легко передвигаются по дну, ныряют и, благодаря тому, что ноздри, глаза и уши расположены в одной плоскости и несколько приподняты, могут дышать, смотреть и слышать, оставаясь под водой. Характерная особенность - выделение кожными железами секрета красного цвета, увлажняющего кожу при перегреве или обсыхании. Создается впечатление, что по телу животного текут струи кровавого пота. Если добавить к этому кровавые и страшные своей безжалостностью драки между самцами, можно понять причины, по которым древние египтяне с почтением и опаской относились к бегемотам.
Бегемот был священным животным богини-матери Таурт, которая сама всегда изображалась в виде стоящей беременной самки гиппопотама с женскими руками, грудью и львиными задними лапами, иногда она изображалась и с головой львицы. Ее эпитет - "великая", атрибут - иероглиф "са", означающий "защита". Древние египтяне почитали ее как помощницу в родах, защитницу и охранительницу от злых сил. Большое распространение имели амулеты с маленькими изображениями Таурт, считалось, что они способствовали плодородию и изобилию молока у кормящих матерей. Изображения Таурт в качестве оберегов часто помещали на подголовники, кровати и другие домашние предметы. Связана была эта богиня-бегемот и с загробным культом: вместе с богиней Хатор она встречала умершего на пороге подземного царства и зажигала огонь, чтобы отогнать злых духов. Культ богини Таурт был распространен в северо-западной Дельте, в номе Папремис, а также в Фаюме и Оксиринхе, где существовал ее храм. Этой богине поклонялись и в других местах, например в Фивах, где ее культ в образе гиппопотама соседствовал с культом богини Ипет, "являющейся, по существу, ипостасью Таурт. Обе богини отождествлялись с богиней неба Нут, с Хатхор, с Исидой". Древнейший храм Амона в Фивах носил название Ипет-сут.
Космическая обитель богини Таурт находилась на севере. В "Драматических текстах", обнаруженных в гробнице и кенотафе Сети I в Абидосе "к душам обращаются как к 'звездам'. ...душа умершего, которой предстоит переродиться, входит в Дуат на севере или в приполярном районе... Стороны света играли в ритуале важную роль: "южное (по меридиану) направление отмечало начало цикла, западное - начало символической смерти, когда звезда становилась невидимой, восток определял перерождение, когда звезда находилась там при восходе солнца. Похоже на то, что север считался фиксированной точкой, где генерировалась энергия для всего процесса; это направление представлялось как бы космической нитью, связывающей все события в единое целое. Там же находилась таинственная обитель Туарт - воплощенной самки бегемота - богини плодородия и вынашивания плода... Интересно, что "приполярный Туарт имел 'швартовочный столб', от которого отходила веревка или канат. Этот швартовочный столб часто упоминается в "Текстах пирамид" при описании звездных ритуалов, а также изображается во многих астрологических рисунках более позднего периода". Одно из значение египетского ark - «привязывать», и "ark был символом в виде узла, что держит в руках Таурт". Ее головной убор состоит из солнечного диска и двух длинных перьев.
"Таурт считалась матерью и кормилицей богов, она помогала при рождении и богов, и царей, и имела своего двойника в образе Апет, богини-бегемотихи из Фив... Еще позднее Таурт была известна просто как Рерт, бегемотиха, которую изображали обитающей в "доме младенца". ...В поклонении мертвым функции Таурт совпадали с функциями коровы Хатхор; она должна была быть Хранительницей Западной Горы, через которую пролегала дорога в царство мертвых. В конце эпохи Нового царства, она, как и Бес, вернулась в Эфиопию, где, по-видимому были ее корни, когда эта страна была населена неграми, которые ничего не знали о египетской культуре В самом Егиете ее популярность, как и популярность Беса, началась в эпоху Нового царства и усилилась в течение более позднего периода в истории религии Египта, когда бытовало явное предпочтение всему самому необычному, что содержалось в древних текстах". В.Н. Мамуна в "Зодиаке мистерий" отождествляет с богиней-бегемотом созвездие Большой Медведицы : "Бегемот, египетский bechma - 'гиппопотам', одно из олицетворений Большой Медведицы, Великой Богини-Матери; bekh - 'давать', 'производить', ma (mut) - 'вода' и 'мать'; bekhma или bekhmut был 'рождающим воду' или 'рожденным из воды'. В книге пророка Иова (40, 15-19) Бегемот (Большая Медведица) назван первым из творений Бога, дословно, "первый из путей", которые с незапамятных времен были проложены в небесах для колесницы Большой Медведицы.
На рисунке из храма Сети I изображено несколько созвездий зоо- и антропоморфного вида вблизи Большой Медведицы - Бедра Коровы, созвездия, имеющего здесь вид быка. Самая заметная фигура - это Таурт. "На своей спине (позднее иногда в лапах) она несла крокодила, и от этого объединения она получила голову и хвост - или только хвост - крокодила. ...Одно время ей, должно быть, поклонялись очень широко, так как месяц апифи был посвящен ей. И соответственно, она носила имя Ueret или, позднее, T-ueret, то есть «Великая». Первоначально она, кажется была просто местным божеством, но до Нового царства... ее идентифицировали с созвездием Волопаса, как стража злобного созвездия Бедра Коровы. ...Она обеспечивала защиту от болезней и была очень полезна при родах и появлялась не только при рождении солнца каждое утро, но, как ни странно, также при его смерти по вечерам. Соответственно позднее ее стали называть "Та, что носит солнце" и, таким образом идентифицировали с Нут или Хатхор-Исидой". Египетский бог Бес, соответствовавший удушающему змея созвездию Змееносца, в качестве покровителя рождения ребенка считался компаньоном, а иногда и мужем Таурт.
В мифе о борьбе Гора с Сетом, когда все переходили на сторону Гора, "явилась к нему и наложница Тифона Туэрис… змею, которая ее преследовала, убили друзья Гора; и до сих пор в память этого бросают веревку и перерубают ее посередине".
Однако наряду с положительным образом богини-бегемота в древнем Египте существовали представления и о ее отрицательном двойнике в образе Сета-Тифона. Вот как об этом пишет Плутарх: "… в Саисе, в преддверии храма Афины, высечены: ребенок, старик, затем сокол, потом рыба, позади всех – гиппопотам… дитя есть символ рождения. старец – смерти, под соколом они разумеют бога, под рыбой… - ненависть из-за ее причастности к морю, под гиппопотамом – бесстыдство, ибо про него рассказывают, будто он, убив отца, насильственно сочетается с матерью. ...В Гермополе показывают изображение Тифона в виде гиппопотама, на котором верхом сидит сокол, сражающийся со змеей. В образе гиппопотама представляют Тифона, а в образе сокола – могущество и власть, которых Тифон добивается насилием, часто напрасно, сотрясаясь от злобы и сотрясая все вокруг. Поэтому, принося праздничные жертвы в седьмой день месяца Туби, который называют днем исхода Исиды из Финикии, египтяне налепляют на хлебцы изображение связанного гиппопотама".
В легенде о Крылатом диске поверженные враги Ра ушли в воду и превратились в крокодилов и бегемотов. Слуги в свите Гора были вооружены железными копьями и цепями, которыми поражали нападавших на ладью Гора речных чудовищ. При виде поверженных врагов Тот сказал, что юный Гор в своем путешествии "совершил чудеса, согласно Книге об убийстве бегемота". В этой Книге содержались магические заклинания. Далее в тексте говорится, что Гор одержал победу над Сетом 7 числа месяца Тиби и отсек ему голову. Однако Сет не умер. Он превратился в ревущего змея и спрятался в норе, которую ему запрещено было покидать. Затем Ра призывает Гора отправиться с ним к морю, чтобы и там "уничтожить врагов, принявших облик крокодилов и бегемотов". Так Ра с помощью Гора - Крылатого диска одержал победу над врагами Юга и Севера.
По некоторым данным можно сделать заключение о том, что в древнейшие времена в Египте проводилась ритуальная охота на гиппопотамов. Это было сильное и безжалостное в ярости животное, и победа над ним, безусловно, обеспечивала победителю ореол славы. В рельефах и росписях гробниц Древнего царства нередки сцены, изображающие эту охоту. Самая известная из них изображена на рельефе гробницы Ти: "Сцена изображает заросли папируса, их параллельно растущие стебли пересекает несколько лодок. В одной из них стоит сам владелец гробницы - Ти - его фигура своей неподвижностью напоминает статую в канонической позе - с выставленной вперед левой ногой и длинным посохом. ...люди во второй лодке изображены динамично. ...фигуры гарпунщиков пронизаны активной энергией. Без сомнения, эта сцена ритуальна. Ритуал охоты с гарпунами на гиппопотамов известен еще со времени I династии, когда фараон уподоблялся Хору, одержавшему победу над Сетом, - следовательно, в иносказательной форме здесь содержался намек на начальный этап объединения страны".
Сохранившиеся у античных авторов "фрагменты легенд о гибели некоторых древних царей то от гиппопотама (Менес), то от крокодила (Ахтой)", некоторые детали хеб-седа - ритуала, в котором фараон подтверждал свое право на власть, и "факт сохранения в Египте вплоть до птолемеевского времени ритуального убийства Аписа и Хесит (священной коровы богини Исиды) в случае достижения ими определенного возраста", указывают на практиковавшееся в древнейшие времена ритуальное убийство царя. "Менес гибнет после 60-летнего правления, т. е. по истечении двойного хеб-седного периода. Во время празднования хеб-седов, по-видимому, был обряд, при котором царь поражал гиппопотама (или его изображение), олицетворявшего собою, очевидно, божество смерти, в полном соответствии с тем, что в египетских мифах и ритуалах гиппопотамы и крокодилы постоянно являются олицетворением смерти, преисподней и, соответственно, противниками солнечных божеств, носителей жизни". В загробном суде Осириса фигурирует "страшное чудовище – полульвица, полугиппопотам с головой крокодила, сидящая перед Осирисом на высоком табурете и носящая имя Амамат, что означает "Пожирательница".
Использованные материалы:
- Жизнь животных, т.6;
- М.А. Коростовцев. Религия Древнего Египта;
- Р. Бьювэл, Э. Джилберт. Секреты пирамид;
- Плутарх. Исида и Осирис;
- Н.А. Померанцева. Эстетические основы искусства Древнего Египта;
- М.Э. Матье. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта;
- Макс Мюллер. Египетская мифология;
- Альфред Видеман. Религия древних египтян.