В мифах индейцев Мезоамерики и Центральных Анд прародительница, хозяйка зверей, по своей природе является лягушкой или черепахой, и, прежде всего, она связана с землей и водой. Встреча с ней всегда происходит у воды. Однако широко распространен не мотив превращения лягушек в женщин и наоборот, а рыб в женщин и женщин в рыб.
Из мифов карибов и араваков Гвианы узнаем о старухе-лягушке - матери или жене ягуара, хранительнице огня и культурных растений, выступающих из ее тела. Герои добывают эти растения для себя и людей. Нередко герои сжигают тело лягушки. А вот у варрау этот сюжет древнее, и в нем древесная лягушка играет роль положительного персонажа: она прячет у себя женщину с ребенком, спасающуюся от разорвавших ее мужа ягуаров.
Многие сосуды мочика "сформованы в виде лягушки с чертами ягуара, из тела которой вырастают маис, фасоль, манио". "Среди археологических находок в центральной Мексике, датируемых I тысячелетием до н. э., хорошо известны статуэтки культуры тлатилько. Многие из них представляют собой женские фигурки с двумя головами или с раздвоенным лицом. …Эта деталь находит аналогию в мифе ягуа, в котором герой разрубает надвое свою мать (каждая из половин затем превращается в жабу)».
Индейцы гуапоре в Боливии считают, что лягушка буруру есть мать-земля,ее антропоморфный образ - старуха с огромными грудями, ртом и вагиной, которая живет под землей. Такое же представление о земле как о существе смешанной породы - лягушки и женщины-старухи было и у индейцев такана: "Лягушка ...есть старуха с огромными грудями, ртом и вагиной, живет под землей. Она и есть мать-земля". А по представлениям тукуна, проживающих в Бразилии, Перу и Колумбии, богиня верхнего мира Тае наказывает грешные души умерших, возвращая их на землю, где они сперва превращаются в маленьких лягушек, а потом умирают.
В мифологических представлениях ацтеков с образом лягушки соотносятся земля и небо, созданные "из тела напоминающего жабу чудовища". По этой причине в "позе лягушки" представлялся ацтекский бог земли и бог дождя и грома Тлалок («заставляющий расти»), с которым были связаны лягушки и змеи. По народным представлениям существовало множество тлалоков, имевших черты лягушек. В антропоморфном образе эти тлалоки представлялись карликообразными «мальчиками дождя». У астеков "существовали ритуалы, когда жрецы заходили в озеро и глотали живых водяных змей и лягушек. Божество Чальчутилику изображалось иногда в виде лягушки, и желто-зеленые лягушки очень ценились как амулеты".
Использованные материалы:
- Ю.Е. Березкин. Земля есть женское существо Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам;
- Ю.Е. Березкин. Мифология индейцев Латинской Америки и древнейшие фольклорные провинции (Анализ одного мифологического сюжета)//Фольклор и историческая этнография;
- Мифы народов мира, т.II;
- Марлин Добкин де Риос Растительные галлюциногены.