В мифологических представлениях индейцев Южной Америки  образ жабы ассоциировался с духом воды и земного плодородия и играл главную роль в процессах возрождения. Такая тесная связь с землей, водой и реинкарнационными циклами, сделала жабу  объектом глубокого почитания. ”Пейн (“Histiry of New World Called America”) отмечает, что «во всем Новом Свете от Флориды до Чили, жабу и лягушку почитали как дитя воды и символ водяного духа, помогающего возделывать маис”.  Одну из разновидностей водяной жабы чилийские арауканы называли “genco”, что значит «Хозяин Вод». Они верили, что жабы ведают сохранностью вод и очищают их». Существовало почитание богини жабы как жены бога солнца.  В космогонических  представлениях индейцев куна жабе отводилось место в нижнем ярусе мира, насыщенном подземными водами и являющимся местом посмертного обитания сородичей. Связь между  разными уровнями  мироздания выражается в представлениях о Мировом древе, при этом место обитания жабы, змеи и ягуара определялось у подножия дерева. 

 

Индейцы чибча, проживающие в  Колумбии, почитали воду, как священную стихию. Соответственно,  такие животные как жаба и змея, связанные с водой, также были объектами почитания и  рассматривались в качестве "связников" между мирами. Вместе с ними такую же роль играл и попугай,  считавшийся способным передавать сообщения благодаря  умению "разговаривать". При этом жаба считалась "самым священным животным, находящимся в прямом контакте с солнцем и водой". Ее образ играл главную роль в представлениях о реинкарнационных циклах. Если у ацтеков умершие переправлялись в места последнего упокоения с помощью собачки, то у чибча  умершие проделывали этот путь в теле жабы. "Чибча полагали, что души жаб являлись душами умерших людей, которые ожидали своего рождения. Жаба умирала в момент рождения человека, передавая младенцу его бессмертную душу".

Индейцы санема, живущие в Венесуэле, тоже видели в жабе благодетельное существо. Миф о братьях-близнецах  Омао и Соао повествует о том, как жаба вынула детей из чрева убитой и съеденной ягуаром  матери и воспитала их. Выросшие братья  убили ягуара и изготовили людей, вырезая их из дерева. Из-за того, что Соао выбрал непрочную древесину, люди стали умирать. Затем братья поймали рыбу, которая превратилась в женщину, ставшую женой Омао. Впоследствии Омао, рассердившись на то, что бестолковый Соао дал убежать его жене, удалился на небо.  

В представлениях перуанских кечуа жаба была связана не только с землей, но и "вознесена"  на небо, дав свое название  астрономическому объекту.  Именно такое название получило одно из темных облаков в созвездии Млечного Пути: "В нагорьях Перу Млечный Путь связан со сменой сезонов еще и через черные облака межзвездной пыли, частично закрывающие его нижнюю половину. Кечуа делают "созвездия" из этих чернильных туманностей, темных силуэтов, в которых они видят формы животных. ...Угольный Мешок, расположенный рядом с Южным Крестом, наверное, является наиболее известным темным облаком". Перуанские горцы, живущие в   окрестностях Куско, дали ему название птицы Юту, а другому темному облаку, тоже вблизи Южного Креста, название Жабы.  "Птица Юту постоянно преследует Жабу, а та вечно убегает от нее. Связь земных жаб со своей небесной представительницей, заключается в том, что  лучше всего Жаба видна на небе в начале октября, и именно в это время "земные жабы выходят из спячки и начинают очередной брачный сезон".    

Использованные материалы:

  1. Энциклопедия суеверий;
  2. Барбара Уокер Женская энциклопедия. Символы, сакралии, таинства;
  3. Мифы народов мира, т. I, II;
  4. Г.Г. Ершова Древняя Америка: полет во времени и пространстве;
  5. Эдвин К. Крапп. Астрономия. Легенды и предания;