Образ лягушки/жабы у индейцев Северной Америки был всегда связан с водной стихией и нижним уровнем мироздания. Миф гуронов о том, как появилась земля и первые люди, объединяет образы черепахи, жабы и женщины как создательниц земли. Миф повествует о том, что вначале была только вода, и ничего больше. Единственными обитателями мира были животные. "Они жили на воде, под водой или летали по воздуху. Потом с неба упала женщина. Две полярные гагары пролетали мимо и успели подхватить ее на свои крылья. Однако ноша была слишком тяжела. Гагары испугались, что уронят женщину и она утонет. Громко воззвали они о помощи. На их зов прилетели и приплыли все твари. Великая Морская Черепаха сказала: - Опустите небожительницу мне на спину. Никуда она с моей широкой спины не денется. Гагары так и сделали. Затем совет зверей стал думать, как быть дальше. Мудрая Морская Черепаха сказала, что женщине для жизни нужна земля. Все звери по очереди стали нырять на дно морское, но никто так и не достиг дна. Наконец, нырнула Жаба. Прошло много времени, прежде чем она появилась снова и принесла горсточку земли. Эту землю она отдала женщине. Женщина разровняла ее на спине Черепахи. Так возникла суша. Со временем выросли на ней деревья, потекли реки. Стали жить дети самой первой женщины. И по сей день земля покоится на спине Великой Морской Черепахи".
Согласно мифам индейцев квакиутль, огромные медные жабы, обитающие на нижних уровнях мироздания , помогают героями "излечиться от смертельных недугов, наделяют их удивительными способностями, в частности, охотничьим счастьем". С жабой, как и с Дзонквой, мифологической женщиной-каннибалом, связывались представления о матери-прародительнице, наделяющей богатством, которое ассоциировалось с медными щитами, здоровьем и благополучием.
Любопытно, что в мифологических представлениях тлинкитов богатство и благополучие "связывались с образом морского чудовища (Гонакадет)", в отличие от квакиутль, которые обладательницами богатства считали медных жаб. Однако, тот факт, что богатство у квакиутль ассоциировалось с медными щитами, а Гонакадет тлинкитов мог принимать облик щита из красной меди, позволяет это морское чудовище тоже соотнести с мифической жабой. В мифе тлинкитов о создании островов в акте творения земли участвует лягушка. Выполнение этого акта зависит от выполнения выдвинутых героями мифа условий: рыба соглашается выйти замуж за летающего над водой Вороном, если он создаст землю. Лягушка с тюленем соглашаются достать песок со дна, если тюленю Ворон даст мех, а лягушку сделает Хранительницей сокровищ земли. "Тюлень ныряет, получает от лягушки наполненную песком лягушачью кожу. Ворон рассыпает песок над водой, в море вырастают острова". Принимая во внимание взаимозаменяемость образов лягушки и жабы, возможно предположить, что Хранительницей сокровищ земли и морским чудовищем с "оранжевой шерстью" выступала все та же жаба.
Использованные материалы:
- П.Лонгфелло, Г. Горам. Мифы и легенды Америки. - Сост. В.И. Вардугин;
- Е.А.Окладникова Модель вселенной в системе образов наскального искусства тихоокеанского побережья Северной Америки;
- Ю.Е.Берёзкин. Мир черепахи: от детских рассказов до космогоний. В связи с оберегом из североамериканской коллекции МАЭ