Почитание бобра как священного животного, связанного с водной стихией и Нижним Миром, было широко распространено у индейцев Северной Америки и Канады.
Происхождение священного красного песка, используемого индейцами оджибвеями в каменной магии, "получаемой от самой земли", связано с бобром: "...в то время, когда мир был еще молод, в большом пруду жил огромный бобр. ...Однажды, когда великий бобр поднялся на поверхность вод ...Громовая птица, известная как птица голода, увидела бобра, бросилась вниз, схватила его и поднялась в воздух, чтобы съесть. Когти громовой птицы вошли глубоко в его шкуру и плоть. Из ран бобра хлынула кровь, и брызги ее разлетелись по всей земле. Из этой крови образовался священный магический песок, называемый онаман. Великие оджибвеи использовали его в амулетах, приносящих удачу в охоте и трапперстве. Они делали магические сумки, помещая песок онаман из крови бобра в мешочек из оленье кожи и привязав к нему три орлиных пера, по одному из крыльев и одно из хвоста, чтобы символизировать этим хищную птицу-охотника. ...Первого пойманного за год бобра оджибвеи всегда съедали ...на полу, а не на столе. Все кости завязывали в узел из чистой ткани с лентами и табаком и бросали в воду. Верили, что это принесет удачу в ловле бобров в наступающем сезоне». На празднике мертвых оджибвеи выполняли следующий обряд: выкопав останки знатных людей и поместив их в берестяные сосуды, они накрывали их накидками из бобровых шкур. Только после этого производилось вторичное погребение.
Миф племени черноногих рассказывает о том, как старый бобер научил целительству и волшебству некоего юношу Акайама, который был предательски оставлен своим старшим братом на острове посреди озера. "Бобры пригласили Акайяма жить зимой в их теплой норе и научили его целительскому искусству и волшебству. Когда вновь настало лето, Великий Бобер спросил Акайяма, какой подарок он хочет унести с собой. Акайям ответил, что хотел бы взять с собой в товарищи младшего сына Бобра. Великий Бобер сперва не хотел выполнить эту просьбу, потому что младший сын был его любимцем. Но в конце концов он согласился и повелел Акайяму построить священную бобровую нору, когда он вернется в свою родную деревню". После возвращения в родную деревню, Акайам «построил священную бобровую нору и научил свой народ танцам и песням бобров».
Род Бобра в числе других был у ирокезов гуронов, живших к юго-востоку от Великих озер. В космогоническом мифе ирокезов в создании земли принимает участие бобр: именно он (вар. жаба, ондатра) достает со дна землю, которую возлагают на спину черепахи. Земля вырастает и превращается в материк.
Все индейцы не отдавали кости убитых ими бобров, оленей и лосей собакам, а бросали их в воду.
Использованные материалы:
- Бирлайн Дж.Ф. Параллельная мифология;
- Э.Б.Вадецкая Сказы о древних курганах;
- З.П. Соколова Животные в религиях;
- Норваль Моррисо Легенды моего народа – великих оджибвеев;
- Ю.Е. Берёзкин. Мир черепахи: от детских рассказов до космогоний. В связи с оберегом из североамериканской коллекции МАЭ