Растения
Растения в мифологии
Растения в мифологии
Название этого растения - «вербена» - означает «алтарное растение». Цветет вербена мелкими цветочками разного цвета – от белого, жёлтого, розового, ярко- и тёмно-красного до голубого и тёмно-синего. Цветки могут быть одноцветными, а также с белым или кремовым глазком. Цветет вербена с июня по октябрь. Вероятно, по этой причине одним из названий цветка является «слеза Юноны», ведь месяц июнь посвящен этой богине.
Другие народные названия вербены: жилка Венеры, седьмая трава Венеры, кровь Меркурия, святая трава, трава Грации, голубиная трава, колдовское растение, ван-ван, железняк. Римляне считали ее священным растением богини любви Венеры, обладающим способностью возбуждать любовь. По этой причине в Германии венок из вербены часто дарили в день свадьбы невесте на счастье и для того, чтобы обеспечить ей обильное потомство.
Анемон, известный также под названием ветреница (греч. animos - "ветер"), символизировал в Греции скорбь и смерть. Этот весенний цветок связан с культом финикийско-сирийского божества Адониса (от финик. dn «адон», «господь», «владыка»; евр. ’adōn, «господин»), имевшего ярко выраженные растительные функциями, связанные с периодическим умиранием и возрождением природы. Центр культа Адониса находился в Гебале (Библе).
В V в до н. э. культ Адониса распространился в материковой Греции. Греческий миф повествует о любви Афродиты к прекрасному юноше Адонису. Артемида, разгневанная тем, что Адонис отдает предпочтение Афродите, а не ей, насылает на него дикого кабана, который смертельно ранит юношу своими клыками. Горько оплакивая смерть Адониса, Афродита превращает его в цветок, окропив нектаром пролитую кровь. Юношу оплакивают хариты и мойры, из его крови расцветают розы, а из слез Афродиты – анемоны.
В переводе с греческого гиацинт может означать "цветок дождя". Таким поэтическим названием гиацинт обязан тому, что на своей родине, в Малой Азии, распускается с первыми теплыми весенними дождями. Славятся гиацинты не только своей многоцветной красотой, но и тонким, стойким ароматом.
По легенде этот цветок вырос из крови убитого юноши Гиацинта, по имени которого и был назван. Гиацинт был спартанским царевичем и, согласно сказанию о первой гомоэротической мужской любви, был почитаем певцом Фамиридом, а также Аполлоном. Греческий миф рассказывает о любви Аполлона к прекрасному юноше, и о ревности Зефира, западного ветра. Во время метания дисков, Зефир отклонил диск, пущенный Аполлоном, в сторону Гиацинта, и юноша упал, сраженный насмерть.
Амарант - цветок с удивительно долгим периодом цветения. Именно за эту характерную черту древние греки выделили этот цветок из ряда других, назвав его Amaranthos, что означает "неувядающий цветок" (от греч. а - не, maraino - увядать и anthos - цветок). Семейство амарантовых распространено, главным образом, в тропических и субтропических областях земного шара, преимущественно в Америке и Африке, откуда его представители разошлись по другим регионам мира.
Древние греки считали амарант цветком бессмертия и посвятили его Артемиде, древнегреческой богине охоты, и ее царственному жрецу и повелителю охоты Амаринту. Он был правителем одноименного города и возглавлял храм Артемиды Амаринты. В греко-римской культуре амарант широко использовался на изображениях богов и для украшения могил спасателей-героев, символизируя исцеление и загробную жизнь.
Аконит (греч. akoniton, лат. aconitum) - одно из самых ядовитых цветковых растений. Русские народные названия некоторых видов этого цветка — «борец-корень», «волчий корень», «волкобой», ««царь-трава», «чёрный корень», «козья смерть», «прострел-трава» и др. Ядовит цветок от корня до пыльцы. В древности греки и китайцы делали из него яд для стрел. Народные названия растения «волкобой», «волчий яд» объясняются тем, что раньше борец использовался для травли волков — отваром корня обрабатывали приманку. В Непале им тоже отравляли приманку для крупных хищников и питьевую воду при нападении врага.
Этимология названия неясна, некоторые связывают этот цветок с древнегреческим городом Аконе, в окрестностях которого акониты росли в изобилии, другие производят его название от греч. Aconae — «скала, утёс» или Acontion — «стрелы». Токсичность растения вызвана содержанием в нем алкалоидов, которые, воздействуя на центральную нервную систему вызывают паралич дыхательного центра.
В тибетской традиции лотос обозначает колесо жизни, где прошлое, настоящее и будущее представлены одновременно. Нераспустившийся бутон, распустившийся цветок, а также семена лотоса символизировали соответственно прошлое, настоящее и будущее, а "жемчужина в лотосе" означала выход из колеса перерождений и смерти и достижения Нирваны. Изображение Будды, являющегося из пламени, называется "Жемчужиной лотоса", или "Сердцем лотоса".
Тибетское колесо времени называется Калачакра. Для наглядного представления сущности мироздания, калачакра нередко изображается в виде красного цветка лотоса, растущего на вершине мировой горы Меру - центре Вселенной. В середине лотоса находится магический кристалл, олицетворяющий мужское начало во Вселенной.
Лотос в буддизме — символ чистоты и совершенства. В буддийских легендах рассказывается, что, когда Будда достиг просветления под деревом Бодхи, он увидел своих собратьев по земной жизни в образе стеблей и бутонов лотоса: одних — погруженных в ил, других — выбирающихся на поверхность воды, третьих — начинающих цвести. Вырастая из грязи, сам лотос остается чистым, поэтому этот цветок в буддизме был признан символом чистоты и совершенства. Чист, как белый лотос, и сам Будда, рожденный в земном мире.
Согласно одной из позднейших легенд, новорожденный царевич Шакьямуни (ставший затем Буддой) вырвался из рук слуг и пошел по земле сам. Всюду, где ступала его нога, вырастал громадный белый лотос. Согласно "Буддападе" лотос, одно из "восьми сокровищ", начертан на стопах Будды. Статуи Будды обычно покоятся на стилизованном изображении этого цветка — "лотосовом троне", а так называемая поза лотоса, padmasana - со скрещенными ногами и вывернутыми наружу пятками, считается наилучшей для покоя, сосредоточения и созерцания. Восседающий на лотосе Будда связан также и с лотосовой супругой по имени Праджня-парамита («совершенная мудрость»), несущей лотос.
В Китае лотос почитался как священное растение еще до распространения буддизма. Так, в даосизме одна из восьми бессмертных, добродетельная дева Хэ Сянь-гу ("бессмертная дева Хэ") изображалась держащей в руках цветок белого лотоса на длинном стебле, изогнутом подобно священному жезлу жун (жезлу исполнения желаний). Слог "хэ" (лотос) в мужских именах раньше выражал связь с буддийским учением.
Лотос считался в Азии основным символом космической йони, из которой возникла вся жизнь. В Китае эта идея передавалась образом алмазного тела, рожденного из Золотого цветка - основного символа женственности. Цветок лотоса соотносился с представлением о плодородии и производительной силе; синий цветок (ч'инг) связывался с понятием чистоты и целомудрия.
Принцип патриархальности, главенствовавший в социальном устройстве и мировоззрении общества ариев, не мог допустить первичности женского начала в творческом создании мира, и возник вариант мифа рождения Лакшми, вобравшей в себя черты Матери Земли, доарийской Матери-Лотоса, из лотоса, выросшего из лба ее супруга Вишну! Значительность образа Древней Матери Мира, скрытого в глубине сущности богини красоты и любви, было принижено ее местоположением - в ногах своего божественного супруга. В изобразительном искусстве появились композиции с богиней, обнимающей "лотосоподобные" стопы возлежащего Вишну или сидящей на коленях мужского божества.
В индуистской мифологии первопричиной и началом творения признавался Вишну, член божественной верховной триады Брахма-Вишну-Шива. Мир возник из космических вод, в которых спящий Вишну покоился на кольцах мирового змея Шеши. Из пупа Вишну вырос тонкий стебель лотоса, в бутоне которого был скрыт Брахма. Распустившись, лотос являет миру сидящего в нем, словно на троне, бога, знаменующего своим появлением начало творения мира.
Один из красивейших цветов, растущих на воде, – розовый лотос (лат. Nelumbo nucifera) – был объектом поклонения и почитания на полуострове Индостан и в Шри-Ланке. Именно с этими краями связано появление лотоса орехоносного у египтян и знакомство с этим царственным цветком европейцев. Даже родовое название этого цветка на латыни - Nelumbo - взято от названия лотоса на языке сингалов в Шри-Ланке.
Большую роль в распространении лотоса в Юго-Восточной и Южной Азии сыграло разведение этого цветка как пищевого сырья. Корневища лотоса, богатые крахмалом, повсеместно употребляли в пищу. Их варили и жарили, подсушивали и перемалывали в муку, из которой готовили лепешки. Лотос орехоносный, в трудные времена спасавший людей от голода, и в настоящее время входит в рацион беднейших слоев населения. Бенгальцы уличая кого-нибудь в хвастовстве, прибегают к образу лотоса: «Говорят, что живут хорошо, а у самих от корней лотоса даже зубы почернели». Именно в пищевой ценности лотоса, кроется одна из причин многовекового поклонения этому розовому красавцу.
Мифология (c) 2011 -