Растения
Растения в мифологии
Растения в мифологии
Мирра - это кустарниковое растение вида Commiphora, произрастающее в Аравии. Знаменито это растение своей одноименной смолой. "На рынках Йемена янтарные комочки ладана соседствуют с коричневатыми, поблескивающими на сколе камнями, напоминающими точильные. Это не камни, а много раз уже упомянутая «сестра ладана» - мирра. Деревья рода коммифора из общего с ладаносными деревьями семейства бурзеровых сочатся бурой смолой с приятным запахом и приятным вкусом. Говоря о химическом составе мирры (камедь, смола-миррин, эфирное масло-миррол), энциклопедия упоминает и «горечь неопределенного состава». Эта горечь дала название мирре, ведь «мурр» по –арабски значит «горький».
Мирру получают из надрезов коры - это застывший древесный сок. Однако лучшим сортом мирры считалась "самоточная", та что сама вытекала из растения естественно, а та что собиралась из специально нанесенных надрезов считалась худшей. Теофраст писал: "Ветви этого дерева очень душисты. Чистая камедь ценится вдвое дороже серебра: смешанная в зависимости от количества подмены". В Элладу камедь поступала всегда в смешанном с каким-либо веществом виде.
На территории Мексики был найден нюхательный табак, датированный примерно первым веком нашей эры. Жрецы майя курили табак, пуская дым на четыре стороны света, чтобы донести свои молитвы и просьбы до богов. В пантеоне майя среди прочих был также и бог табака.
Правители ацтеков курили табак, прежде чем объявить свою волю.
Широкое распространение табак получил у северных народов Евразии. Эвенки, селькупы, нанайцы, нганасаны и др. поголовно курили трубки, и щепоть табака была обязательным жертвенным даром духам – хозяевам местности. К древнему тунгусоязычному населению листовой табак проникал через монголов и тюрок (монг. тамаки; тюрк. тамаку) и его курили все – от мала до велика. Эвенки из любви к детям «всегда давали им попробовать то, что нравилось взрослым. Поэтому у многих эвенков дети начинали курить уже с 5-6 лет». У нганасан зажженная трубка, которую девушкой предлагала парню, означала, что она согласна с ним жить.
Существует много мифов о происхождении табака. У южноамериканских племен тоба и палага сокол (ястреб) Караншо, культурный герой многих мифов, помогает детям убить свою мать-людоедку, ягуара. Он учит детей выдолбить ствол дерева и спрятаться в дупле вместе с ним. Когда женщина-ягуар начинает когтить ствол, ее когти увязают в древесине, и соколу остается вылезти и убить ее. «Труп сжигают на костре. Через четыре-пять дней из золы прорастает какое-то растение. Именно так появился табак».
В мифе терена жена-колдунья объявляет мужу, что желает его съесть. Муж спасается бегством и обегает яму – западню, которую сам же когда-то вырыл, а преследующая его жена падает в яму. «Мужчина засыпает яму и начинает наблюдать за ней. Из земли пробивается неизвестное растение. Будучи любопытным мужчина высушивает его листья на солнце, а когда приходит ночь, он в большой тайне курит их. Соплеменники застают его за этим занятием и начинают расспрашивать. Таким образом, люди стали пользоваться табаком».
Табак (лат. Nicotiana) - многолетнее крупное растение, достигающее высоты полутора-двух метров. Свежие листья табака на вкус очень горькие, а цветы - розовые, фиолетовые, красные или белые имеют приятный аромат. Культивируется табак как наркотическое средство, вызывающее кратковременную эйфорию.
Европейцам табак был незнаком до тех пор, пока его не обнаружили у индейцев Нового Света. Во время правления Елизаветы I Английской табак был ввезен в Европу и жители Старого Света быстро пристрастились к новой привычке. Однако при этом совершенно изменилось отношение к табаку: увлечение курением, нюханием и жеванием табака в любое время и без всякого повода заменило ритуальное курение в индейской традиции. Табак стали использовать в качестве амулета, применяли его как «клистир» (клизма) и с другими лечебными целями, нюхали и курили его когда этого хотелось, а не специально.
В языческой Европе петрушку считали растением, связанным с миром мертвых и способным умиротворить беспокойные души, причем не только умерших людей, но и животных. С этой целью, чтобы успокоить духов забитых животных, петрушку использовали в качестве приправы к их мясу. Римляне высаживали петрушку на могилах, а греки украшали петрушкой гробницы. Возможно, это делалась для того, чтобы умершие не могли выйти из них. Петрушка настолько стойко ассоциировалась со смертью, что встреча армии с ослом, нагруженным мешками с петрушкой, была сочтена предзнаменованием смерти, и заставила армию ретироваться с поля боя. Древние греки даже название этой травы считали эффективной защитой от мстительных духов, поэтому оно часто встречается в заклинаниях и текстах народных песен.
Древнегреческий миф связывает происхождение петрушки с пролитой кровью героя Архемора. Петрушкой увивали могилы, и венками из петрушки награждали победителей похоронных соревнований. Именно ими увенчивали победителей Немейских игр, "что связывало петрушку с культом героя и в некоторой степени объясняло ее связь с теми, кто умер мученической смертью. В христианской традиции отношение к петрушке во многом совпадает с языческим. В Европе существует обычай высаживать петрушку в огород не в любой день, а только в Страстную пятницу – день смерти не только Иисуса, но и его языческих двойников, Аттиса и Адониса".
Салат латук (лат. Lactuca sativa L.) — однолетнее либо двухлетнее огородное растение. Родина салата неизвестна, но он является одним из самых древних и распространенных видов овощной зелени. Существует несколько разновидностей салата, среди которых листовой салат-латук образует розетку из нежных яйцевидных, бледно-зеленых, волнистых или зубчатых листьев. Примечательно растение тем, что на изломе стебля или листа выделяется млечный сок, содержащий вещество лактуцин. Лактук в переводе с латинского - молоко. Отсюда и двойное название салата.
Салат, как дикий, так и огородный, наделяли магическими и целебными свойствами, в том числе внушать любовь и устранять следствия перепоя. Древние греки ежедневно ели латук, так как приписывали ему способность отрезвлять от вина.Однако, сохранились следы представлений об оплодотворяющей роли латука: прикоснувшись к листьям латуку богиня Гера родила Гебу, богиню вечной юности.
В меланезийской мифологии тростник соотносится с женским началом: братья-близнецы делают мужчин из сгустка крови или из политых кровью рисунков на песке, а женщин – из тростника или кокосовых орехов. Также и южноамериканские муиски считали, что женщины вырезаны из стеблей тростника, а мужчины вылеплены из глины.
Южноафриканская народность зулу считает своим первопредком и культурным героем Ункулункулу («очень, очень старый», от кулу, «старый»), вышедшего из тростника как двуполое существо и породившего первых людей. По другому варианту мифа самого Ункулункулу и его жену в числе первых людей породил сам тростник. В некоторых вариантах Ункулулу вызывает первых людей из тростника, затем учит их добывать огонь, пользоваться орудиями, возделывать поля, пасти скот, питаться мясом и пить молоко. Он дал названия всему сущему, установил обычаи, ввел обрезание и обряд жертвоприношений.
Священные корзины, использовавшиеся в Греции во время Фесмофорий, были сплетены из тростника и аспарагуса, что предполагает существование табу на использование этих растений в обыденной жизни.
В мифе о борьбе Тесея с Синисом, известным под прозвищем Питиокампт («сгибатель сосен»), прекрасная дочь последнего Перигуна, «стремясь спрятаться, бросилась в заросли тростника и дикого аспарагуса и умоляла цветы надежно спрятать ее, обещая за это не сжигать и не срывать их». Впоследствии Перигуна родила от Тесея сына Меланиппа, сын которого Иокс «переселился в Карию, где стал предком Иоксидов, которые не жгли ни тростник, ни дикий аспарагус, но поклонялись им обоим».
Происхождение тростниковой свирели греческий миф связывает с нимфой Сирингой, которая, спасаясь от любовных преследований Пана, превратилась в тростинку, спрятавшись в прибрежных тростниковых зарослях реки Ладон. Не сумев отличить Сирингу от других тростинок, Пан срезал наугад несколько тростинок и сделал из них свирель – сирингс (греч. «свирель»).
В Индии к тростнику тоже относились как к священному растению. О следах почитания тростника в качестве тотема можно судить по имени старшего сына Ману Вайвасваты, основателя Солнечной Династии, - Икшваку (от iksu – «сахарный тростник»). Существует предположение, по которому, это имя первоначально либо было названием племени скифского или гуннского происхождения, переселившегося в Индию из долины реки Оксу (или Окшу), либо названием индийских аборигенов, почитавших сахарный тростник в качестве тотема.
Свидетельством тому, что тростник наделялся какими-то сакральными функциями и у аборигенного населения Индии, является интересный обряд облегчения родов, существовавший у племени лушеи, живущем в индийском штате Ассам: «когда женщина мучается в родах, ее подруги, чтобы облегчить роды, убивают курицу и режут ее на две равные части. Одну часть курицы с головой они кладут в верхнем конце деревни с семью связками тростника, а нижнюю часть курицы кладут в нижнем конце деревни с пятью связками тростника». Туземцы не объясняют каким образом этот обряд под названием «открывание живота при помощи курицы» способствует успешным родам. Дж. Фрэзер, описавший этот обряд, предполагает, что «отдельные части курицы, положенные в двух концах деревни, согласно поверью, охраняют пространство между ними от действия злых, в особенности демонических, сил, препятствовавших ранее рождению младенца». Каким бы ни было объяснение этого обряда, обращает на себя внимание то, что в качестве средства, ограждающего от действия злых сил, используется тростник.
В древнекитайской мифологии тростник считался одним из сакральных растений. Именно тростника наряду с мочой и плевком боялся дух умершего – гуй. С целью отпугивания злых духов тростник привязывали к постели больного или к телу невесты, которая ехала в дом мужа. Двое святых отлавливали зловредных духов у врат духов, находившихся на северо-востоке между ветвей персикового дерева. Обнаружив злодея, они связывали его тростниковой веревкой и отдавали на съедение тигру. Тростник и веревка из тростника как средство отпугивания злых духов возводятся к мифу о желтом предке (Хуанди), который и ввел обряд изгнания духов.
Первый губной органчик из тростника изобрела Нюй-ва, создавшая из глины людей и имевшая вид полуженщины-полузмеи, иногда даже с головой быка. Она установила бракосочетания, ей поклонялись, чтобы избавиться от бесплодия и обрести потомство, в ее честь исполнялись танцы, по-видимому, эротического характера. Когда обвалилась часть небосвода, она зачинила дыру в небе, расплавив драгоценные камни. Борясь с разлившимися водами, Нюй-ва тростниковой золой преградила путь разливу вод. Ее атрибутами кроме тростникового органчика шэн были угольник – символ земли (квадрата), а также диск луны, который она держала в руках.
Мифология (c) 2011 -